Как стать актрисой? Думается, на этот сакраментальный вопрос достаточно поучительный ответ дает пока еще, правда, не очень длинная, но интересная творческая биография молодой актрисы Любови Виролайнен.
Сложилась эта биография не сразу Рассказывают, что несколько лет назад она приехала в Москву сдавать экзамены во ВГИК, в актерскую мастерскую Т. Манаровой и С. Герасимова, но дошла лишь до III тура, не поступила. Что, вернувшись домой, в Ленинград, сдала экзамены в Институт театра музыки и кино, но почти сразу же после этого была приглашена на съемки в фильме «Положительная девчонка», не смогла посещать занятия и была отчислена из института. Что потом снова успешно сдала экзамены в студию при Ленинградском драматическом театре имени М. Горького, с отличием защитила диплом, осталась в труппе театра, четыре года играла в знаменитом товстоноговском коллективе и успела за это время сняться в фильме «Большие и маленькие». Потом, говорят, она вышла замуж за переводчика, финна по национальности, махнула на все рукой и уехала к его родителям в деревню, занялась хозяйством, стала растить сына.
Вот так. В какой-то песне поется, что в жизни бывает счастлив тот, кто в эту жизнь влюблен. Наверное, и удачливым оказывается тот, кто жизни не боится, кто сам — и подчас, как видим, очень решительно — распоряжается своей судьбой.
...А потом она снялась в большой интересной роли в фильме А. Сурина «Дорога домой». Героиню Виролайнен звали Машей. Она была родом с Севера, но работала на большой стройке. И пришла к ней огромная, да несчастливая любовь: он был женат и у него было двое детей. Не смогла Маша согласиться на крохи, не такой она была человек. Бросила все, уехала домой в деревню. И постаралась забыть свою горькую любовь. Там в деревне она вышла замуж за парня, который с давних пор неровно к ней дышал, стала ждать ребенка, и жизнь ее как будто бы образовалась. Но фильм был совсем не о том, вернее, он просто не укладывался в сюжетные рамки — так интересно и значительно был задуман и сыгран центральный характер, так много было в этом образе глубины и своеобразия — неистовства и смирения, гордости и искренности, бесшабашности и мудрости — одним словом, настоящей правды...
И вот новая встреча с молодой актрисой в фильме Сергея Герасимова «Любить человека». С этой новой Машей, Марией Владимировной, мы знакомимся на вечере у известного архитектора Александры Васильевны Петрушковой. Маша — одна из самых способных учениц Александры Васильевны, но не все в ее жизни сложилось удачно, она разошлась с мужем и, возможно, по причине незадавшейся семейной жизни несколько поотстала в творчестве, в архитектуре.
Вот она скромно сидит в уголке, на диванчике, милая, тихая, печальная, с удивительными, какими-то пронзительными глазами. Такой ее впервые увидел оказавшийся на этом вечере ее коллега архитектор из далекого северного города — Дмитрий Калмыков. Где-то под утро того же дня — чего не бывает в жизни! — они решили стать мужем и женой.
— Ну что ж, попробуем, — тихо, с неистовым, но почти никак не проявленным волнением сказала Маша — Виролайнен. И только глаза ее из печальных, пронзительных и даже недоверчивых в тот момент, когда он сделал ей предложение, стали вдруг лучистыми, засветились.
И они стали мужем и женой и полюбили друг друга очень-очень сильно. Правда, были у них потом и ссоры, было и большое горе, но любовь осталась жива. Этой большой, безоглядной спасительной любви — веришь. И веришь в огромной степени благодаря тому, как Виролайнен играет Машу. Нежная, трепетная, женственная, даже какая-то застенчивая Маша. Решительная, неподкупная, самоотверженная Маша. Она удивительно привлекает, вызывает симпатию, даже, пожалуй, какую-то нежность к себе.
Нет нужды перечислять все удачные, памятные актерские «кусии» фильма. В двух словах: роль состоялась.
...Так как же стать актрисой? Может быть, вы уже догадались?
Л. Петрова
Советский экран, №1 январь 1973 год