И мастерство, и вдохновение
Прислано BryanMat June 19 2024 00:10:50

Советская жизнь... 1982 год

В ряды Советской Армии я ушел с родного объединения «Омскшина». Во время службы в автомобильном подразделении частенько профессиональным взглядом оценивал надежность и качество автопокрышек.

После ноябрьского (1981 года) Пленума ЦК КПСС в нашей бригаде стали еще больше уделять внимания качеству продукции. Каждый из членов бригады работает сейчас с личным клеймом качества, персонально отвечает за каждую покрышку.

Когда и как начиналось такое отношение к делу в бригаде? Думаю, что в 1978 году. Тогда, четыре года назад, перед XVIII съездом комсомола, наша бригада стала первой в отрасли комсомольско-молодежной. Пятилетку коллектив выполнил за три года, я — за два с половиной. Производительность на сборке была рекордной: за смену мы собирали по 60-70 покрышек при норме 26. «Комсомолка» тогда писала о наших ребятах — Николае Панове, Александре Бежегитове, Викторе Кулятове, Мише Желонкине...

Раньше каждый в отрасли работал индивидуально. План по валу выполнялся. Думали так: если человек один собирает по тридцать покрышек, за смену, то в бригаде он будет собирать те же тридцать покрышек. Стоит ли игра свеч? Скептики не учли фактор коллективизма. Красивые слова? Что ж, на это есть цифры. За первый год существования бригады производительность труда именно за счет фактора коллективизма выросла у нас на двадцать пять процентов. И намного перевыполнили мы план по объединению.

Мы стали учиться друг у друга. Профессия сборщика не требует особой физической силы. Все зависит от маленьких хитростей, сноровки. Я, например, на свой станок поставил однажды воздушный дроссель. Казалось бы, мелочь. А выиграл четыре дополнительные покрышки в смену. И когда шел на рекорд, все состояло из таких вот мелочей. Результат — 122 покрышки, почти в пять раз больше нормы.

Я учился у всех, даже у своих учеников. Был у нас в бригаде отличный парнишка Коля Трушаков. Пришел учеником из базового ПТУ. Очень любознательный парень. Все время спрашивает, допытывается, как да что. Однажды подходит и интересуется: «А нельзя браслет одевать не на одну треть, а сразу?» Есть у нас такая операция на сборке автопокрышек. По инструкции полагается выполнять ее в два приема: сначала одеть браслет на одну треть, а потом уж полностью.

Я тогда на него поглядел и говорю: «Это невозможно». Коля кивнул и отошел. А у меня его вопрос занозой в голове засел. Стал дожидаться, пока смена кончится, решил опробовать его предложение сам. Еле дождался, когда все домой ушли. Попробовал — получается. Ну и Колька, ай да молодец! Это же экономия времени на сборке! Я тогда этот прием впервые показал на Всесоюзных соревнованиях в Ярославле. Жюри удивилось, конечно: «Если все так будут делать, то невозможно гарантировать качество».

Пришлось доказывать, что качество покрышки при достаточно хорошем овладении приемом нисколько не пострадает. К тому времени наша бригада уже освоила эту «маленькую хитрость» и продолжала работать по доверенности ОТК: у каждого было свое личное клеймо. Тогда жюри решило, что надо пересматривать инструкцию.

За годы после XVIII съезда комсомола бригада собрала около 60 тысяч автопокрышек. Ни на одну из них не пришла рекламация. Ребята работали честно, на совесть — вот что главное. И еще — в коллективе стояли друг за друга горой, относились друг к другу предельно взыскательно, потому и работа спорилась.

...Недавно я перешел в третий сборочный цех простым слесарем-сборщиком. Решил начать все сначала. Заинтересовала совершенно иная технология. Встретил недоуменные, проверяющие взгляды новых товарищей. К технологии я приспособился быстро: опыт все-таки был. В первый же месяц по результатам был вторым в цехе. Не это главное. Я уже не мог обходиться без бригады. Без нашего коллективного лидерства, без желания обогнать, быть впереди. Тогда, в первый месяц работы на новом месте, я о многом передумал, многое понял. Понял, например, что главным итогом работы нашей бригады за годы после XVIII съезда комсомола были не только покрышки, сделанные сверх нормы, но и те изменения, которые произошли в нас самих. Мы уже не сможем работать хуже, чем работали. Потому что желание получать радость от своего труда уже вошло в кровь.

Как я выдержал свой первый месяц работы в третьем сборочном без бригады, не знаю. Но в начале следующего собрал после смены ребят, которые работали рядом: Сашу Паламарчука, Валерия Сапунова, Виктора Суставова, Валерия Романенко, Николая Егорова и Витю Зайцева. Предложил объединиться в бригаду. Все согласились с радостью. Я почувствовал — им интересно. Решили избрать бригадира и комсорга. Комсоргом стал Саша Паламарчук, а бригадиром я. Единогласно. Знали бы тогда ребята, что творилось у меня на душе! Я готов был плясать от радости. Есть бригада! Значит, и песня появилась в жизни. Комитет комсомола «Омскшины» утвердил бригаду как комсомольско-молодежную.

Итог первого месяца работы новой бригады подводили на заседании комитета комсомола объединения. Он оказался лучше, чем если бы мы работали отдельно. Мы выполняли сменное задание и за товарища, который ушел в отпуск. Добились мы и того, что за качество сборки ответственность у нас стала не индивидуальная, а коллективная. Ведь мы же бригада, одна семья. И премию распределяем по коэффициенту трудового участия советом бригады. Так, может быть, стоит нам отказаться от личного клейма у каждого сборщика и перейти на клеймо бригады? Качество гарантирует бригада! Это значит, что каждый будет отвечать не только за себя, но и за товарищей. И весь коллектив, если это потребуется, ответит за брак, найдет виновного, разберется. Хочу внедрить эту идею.

Есть у нас еще одна задумка. К XIX съезду комсомола мы решили стать бригадой коммунистического труда и встретить 60-летие образования СССР новыми трудовыми рекордами.

Леонид Бержеминский,
бригадир комсомольско-молодежной бригады,
делегат XVIII съезда ВЛКСМ,
лауреат премии Ленинского комсомола
1982 год

***