Театр-студия на Юго-Западе, 1987 год
Прислано JeremyPax November 03 2024 23:23:34

Театр Добрых Чувств

Искать театр-студию на Юго-Западе долго не приходится. «У вас нет лишнего билетика», как радиомаяк, ведет от метро и до скромных дверей в подвале обычной московской многоэтажки. Билеты — всего по сто на представление — расходятся по заявкам предприятий. В один день на весь сезон.

Так чем же привлекает этот народный коллектив? Ведь самодеятельных драмкружков, студий, театров в стране множество. Но часто ли вы заглядываете на их постановки? И это нередко в больших современных дворцах искусств. А тут скромный подвал на краю города да всего несколько штатных сотрудников...

Но прежде чем рассказать об этой молодежной студии, надо вспомнить тот зальчик районной библиотеки в подмосковном Вострякове, где десять лет назад собрались молодые люди самых разных специальностей и организовали что-то вроде театра. О популярности они не думали: так, скоротать время, попробовать себя в драматическом искусстве. Нынешняя «звезда» Виктор Авилов приезжал часто на тяжелом грузовике с двумя прицепами. Известная сегодня зрителям Тамара Кудряшова прибегала на репетиции после занятий в девятом классе школы. Алексей Мамонов учился в университете. Ира Бочарешвили — в Архитектурном институте, Володя Коппалов работал фотографом, Олег Задорин — лаборантом... Они и сегодня ядро театра. Ушли немногие, большинство осталось.

Ребята и сегодня часто вспоминают свое первое представление. Зрителей было немного. Но у входа толпились подвыпившие парни. То ли им хотелось добавить под крышей, то ли просто пообщаться в тепле. И пробивались они настойчиво. «Выпивших у нас не будет, — крикнул Валерий Белякович, тогда еще студент ГИТИСа. — Лучше будем играть для себя, чем развлекать эту публику». Но молодцы все же прорвались. Тогда все актеры стали «стенкой» и прямо в театральных костюмах принялись выпроваживать незваных гостей. Кстати, этот случай очень характерен для студийцев. И сегодня они свято охраняют свое творчество от подобных посетителей, не говоря уже о том, что в самом театре, с самого начала, слово «вино» было вычеркнуто из повседневной жизни.

Итак, начало было несколько курьезным. Руководителю театра Валерию Беляковичу приходилось отбиваться не только от загулявших «любителей сцены», но и от писем некоторых «доброжелателей», предупреждавших разные инстанции о «молодежных забавах», которые мало ли чем могут закончиться. Правда, здесь на помощь студийцам пришла заведующая отделом культуры райисполкома Гагаринского района Лариса Михайловна Рюмина. Пришла в самом прямом смысле. Сначала на спектакль, а потом стала частым гостем и студии.

— Защищать нас в то время, дать добро на спектакли, было несколько рискованно, — говорит Валерий. — Мы не относились ни к какому Дому культуры. Так, кучка ребят по вечерам собирается сама по себе, задерживается допоздна. Музыка, шум, споры... Мало ли что может случиться... Писем стало больше, когда с помощью Ларисы Михайловны получили новое помещение. Писали даже о том, что вместо нас надо сделать пункт сдачи макулатуры. Но Рюмина только улыбалась. А нам после одного из спектаклей сказала, что все замечательно, только, если можно, немножко потише. Уж больно мы тогда старались. Хотелось выложиться до конца. А мастерства не хватало.

Но новое помещение, куда вселилась по ордеру муза, не было приспособлено под театр. Строители особо не торопились приложить здесь руки. Заглянули пару раз, привезли материал и, видимо, переключились на более важный объект. Тогда актеры сами взялись за работу. Под дробь отбойных молотков раздвигались стены. Лицедеи таскали битый кирпич, красили, делали настил. Научный работник Володя Осокин оказался неплохим каменщиком, студент ГИТИСа Слава Гришечкин подружился с рубанком, а сам режиссер освоил сварку. Через несколько недель ребята, сбросив спецовки, вновь облачились в сценические костюмы. То была «Женитьба» Н. В. Гоголя. Премьера прошла «на ура». В студийной интерпретации гоголевские персонажи обладали не только яркой, выразительной внешностью, но и двигались по сцене по-своему, под «свою» музыку, в своем темпе. Кстати, «Женитьба» и сегодня в репертуаре театра, и по-прежнему на все представления аншлаг. Ну, а после нескольких премьер рекламу театру-студии на Юго-Западе сделал сам зритель.

Член художественного совета театра народная артистка РСФСР Галина Александровна Кирюшина однажды заметила, что студия эта очень современна. Она чувствует дух времени. Жизнь требует от всех нас сегодня самоотдачи. А тут все работают в полную силу. Это привлекает зрителей и воспитывает их. Людям близко чувство справедливости, которым пронизаны многие спектакли. А что касается влияния на молодежь, то после постановки нескольких спектаклей Н. В. Гоголя в соседних школах ученики начали сами ставить эти пьесы. Главным критерием было: сделать их так же, как у Беляковича.

Вообще, беседуя со зрителями, чувствуется удивительно нежное, бережное отношение ко всему тому, что происходит на «Юго-Западе». Многие знакомы со всей программой студии и вновь выстаивают у входа в надежде попасть еще раз в этот двенадцатирядный скромный зал.

— Здесь все играют, — сказал старший научный сотрудник из Минского университета Валерий Горбачев. — В Москве бываю часто и каждый раз мечтаю попасть на спектакль студийцев. Они удивительно творческие. Профессионалы играют как надо, вроде бы выполняют план, а ребята с «Юго-Запада» постоянно ищут что-то новое. Настоящий театр и должен быть таким. Тут литература находит замечательного соавтора. Самодеятельные актеры обратились к вершинам культуры и показали, что они им по силам.

Ежедневно по вечерам в театре идут один-два спектакля плюс к этому выездные представления в выходные дни. Студийцы стараются никому не отказывать в просьбах. А ныне приглашения поступают уже из многих городов страны.

— А как вам удается везде успевать? — поинтересовался я у Валерия. — Ведь ваши актеры — люди занятые и на основной работе. Театр, если можно так сказать, для них увлечение, своеобразная форма отдыха.

— Действительно очень своеобразная, — улыбнулся Белякович. — Если считать, что основная труппа ежедневно проводит в театре несколько часов. Для нас это очень нелегкий труд. Иначе не было бы такого внимательного отношения зрителей. А если человек у нас понимает, что его место в жизни — сцена, театр, тогда и бросают некоторые наши актеры свои накатанные профессии. Например, мой брат Сергей был огранщиком алмазов, прилично зарабатывал. И взял да ушел. Получилось так, что профессия мешает увлечению. Тогда увлечение стало специальностью. Сейчас он числится в штате студии. Зарплата незначительная, зато душа свободна от сомнений. Или тот же Алексей Мамонов. Пришел к нам студентом МГУ, а через год трудился в детском саду слесарем. Там работа через день... И таких примеров немало. Хорошо это или плохо, мне говорить трудно. Для театра хорошо, для них самих тоже... Думаю, что если у людей получается, да еще и зрителям по душе, почему бы не помочь такому коллективу материально, поддержать ребят? По всем канонам они достойны звания актера. Но нет образования, а значит, и категории. А то, что у входа часами дежурят зрители, это мало кого волнует. Самодеятельные коллективы далеко не равноценны. Вот мы и предложили перевести нас на систему хозяйственного расчета. Что сами заслужили, то и заработали. Ну, а материальные средства, полученные от билетов, можно разделить между актерами и пустить на хозяйственные дела. Долго с этой идеей бегали. И вот с нынешнего года такой эксперимент начался.

Да, самодеятельные коллективы сегодня на распутье. Время требует более пристального взгляда на народное творчество. На XXVII съезде было отмечено, что главную задачу своей культурной политики партия видит в том, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богаче и многогранней. А формы, методы работы тут могут быть самыми разнообразными. То, о чем говорил Валерий Белякович, обсуждалось на совещании в Министерстве культуры СССР, там очень внимательно отнеслись к этим проблемам, обещали помочь в организационном творческом отношении. Была высказана идея объединить несколько московских студий под эгидой общества трезвости, сделать такой необычный театральный клуб. Он может стать общественно значимым явлением, а общество трезвости обретет себя еще в одном важном деле. Идей много.

Тот же хозрасчет позволит театру-студии на Юго-Западе самостоятельно распоряжаться средствами от продажи билетов. Можно начать оплату труда актеров и работников вспомогательных цехов. Больше средств пойдет на оформление спектаклей, приобретение оборудования, костюмов. А то, если вспомнить первые шаги студии, ребята ходили по соседним домам и собирали реквизит из старых ненужных вещей. Кстати, уже тогда на них в районе смотрели с интересом, и вскоре сами зрители начали предлагать для костюмерной ту или иную одежду. А один поклонник подарил актерам пианино...

Сами студийцы считают, что они — единомышленники. Они отдают каждую свободную минуту театру, работают бескорыстно, самозабвенно. Среди них, как уже говорили, научные работники и архитекторы, авиаторы и строители... Здесь нет привычных театральных див, зато, как на производстве, есть желание освоить «смежную» специальность. Так, Маша Буслаева, сотрудник Центрального театрального музея имени А. Бахрушина, создатель нескольких запоминающихся женских ролей, — костюмер, администратор, а часто и просто билетер. Сестры Галя и Таня Татариновы, работницы текстильной фабрики, — актеры, дежурные, уборщицы. Конструктор Ирма Алексеева — главный костюмер, а часто и звукооператор. Ну, а преподаватель русского языка Лидия Семина взяла на себя все хозяйские дела театра.

Каждый вечер все они в театре. Приходят сюда после работы и начинают опять трудиться. Репетируют часто до глубокой ночи. Для них театр — это клуб, где они встречаются с любимым искусством, общаются друг с другом. И сила их действительно в дружбе. Успех студии не определяют талантливые достижения одного-двух человек. Это труд всего коллектива, ни на день не останавливающий творческий поиск, товарищеское согласие и уважение.

Перспектив у театра-студии на Юго-Западе сегодня немало. Работа по системе хозяйственного расчета укрепит коллектив материально, сделает более самостоятельным, стабильным. Есть идея создать на базе ГИТИСа заочный курс для студийцев. Ребят уже давно заметили и даже приглашают сниматься в кино. А сам руководитель ставит спектакли в центральных московских театрах. Кстати, дипломный спектакль в ГИТИСе Валерий Белякович поставил на своей сцене. Это был первый опыт в институте и прошел на «отлично». Замечена и программа театра, представленная на Втором Всесоюзном фестивале народного творчества, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. «Трактирщица» Гольдони, «Гамлет» Шекспира, «Вечер русской театральной пародии» по мотивам произведений Козьмы Пруткова — все это новые строчки в афише театра. И если рассматривать их как очередные творческие ступеньки, то все они ведут вверх.

И. Сикорский
«Трезвость и Культура» №8 1987 г.