Политработник 80-х годов
Прислано Meroflamof November 08 2024 00:40:33

Очерк и его герои

В тот день в кубриках береговой базы, в отсеках подводной лодки читали и перечитывали опубликованный в газете Краснознаменного Северного флота «На страже Заполярья» очерк о заместителе командира подводной лодки по политической части капитане 3 ранга Александре Мочайкине — умелом педагоге и воспитателе. В очерке «Рабочая формула» политработник раскрывался с разных сторон, и прежде всего в общении с людьми. Вот он переубеждает ветерана корабля мичмана А. Василькова, считавшего, что ему вполне достаточно первого класса; дает совет офицеру А. Щелкунову, полагавшему, что заниматься воспитанием подводников должен кто-то другой, но только не он. В беседах, советах, как подчеркивает автор очерка капитан 3 ранга В. Широков, строился рабочий контакт политработника с командиром корабля, вырабатывался правильный стиль работы.

В очерке нет броских ситуаций, героических поступков. В будничных, повседневных делах — на занятиях, учениях, в беседах с моряками вырисовывается образ офицера. И не случайно автор подчеркивает: «Знакомясь с делами и заботами политработника, слушая отзывы старших товарищей о его стиле работы, невольно думаешь, откуда у этого человека такая устремленность, хватка?» И автор показывает процесс становления политработника, формирования у него высоких морально-боевых качеств. Александр Мочайкин учится каждый день соединять знания с жизнью. И в этой учебе у него был и есть надежный помощник — актив.

Очерк «Рабочая формула» был напечатан под рубрикой «Политработник 80-х годов». Его с интересом прочли на флоте, обсуждали в политорганах, на кораблях и в частях.

Анализируя очерки, опубликованные во флотских газетах, можно отметить их особенность: они посвящены героям мирных будней — матросам, старшинам, офицерам, лучшим людям кораблей и частей. В них отображаются думы, мысли, чаяния военных моряков.

Военный очерк берет истоки в классической литературе прошлого. Социально-активный, художественно-полнокровный, он проникает в самую суть воинских взаимоотношений и явлений, приковывает внимание к делам и характерам людей, отражает особенности нынешнего этапа развития Вооруженных Сил, воспевает ратный труд, как школу жизни. Очерковый жанр — одна из прекрасных возможностей раскрыть во всех проявлениях и подробностях боевые и нравственные качества воинов, остроту восприятия окружающего, душевный настрой как молодых моряков, недавно заступивших на охрану морских рубежей Отчизны, так и тех, кто отдал флоту многие годы жизни.

Советский Военно-Морской Флот давно вышел на просторы Мирового океана. Материалы, рассказывающие о действиях моряков в дальних походах, встречаются с интересом, особенно очерковые. В газете «На страже Заполярья» под рубрикой «Радирует Атлантика», которая ведется уже несколько лет, опубликован очерк «Радуга на волне». Очерк биографичен. Но скромная, ничем не примечательная биография несет в себе немало поучительных моментов. Нет, автор специально не делает на них акцент, справедливо полагая, что материал стал бы слишком прямолинейным. Читатель и без того наверняка обнаружил любовь и преданность Геннадия Денисенкова флоту, его желание трудиться на совесть, стремление как можно лучше овладеть знаниями и навыками воспитателя.

С огромным вниманием читают моряки очерки о тех, кто служил на флоте несколько лет назад и теперь успешно трудится в народном хозяйстве. Написанные свежо и интересно, они тоже весьма актуальны и современны, потому что на опыте и замечательном примере старших поколений учат молодых людей жить и учиться, бороться и побеждать.

Сошлюсь на два очерка писателя И. Пантюхова, опубликованные в газете дважды Краснознаменного Балтийского флота «СТРАЖ БАЛТИКИ». Оба его героя в свое время служили на крейсере «Свердлов». Сегодня один из них — директор объединения в Бийске, другой — директор совхоза в Алтайском крае. Очерки написаны живо, образно. А главное — в них хорошо показаны люди, на себе испытавшие благотворное влияние флотской действительности.

Множество примечательных характеров и судеб открывают перед читателем страницы печати. «Различны герои... Но в каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслям и переживаниям, видят вопло щение лучших черт советского характера», — говорил Л. И. Брежнев на XXVI съезде КПСС. Эти слова, сказанные о героях произведений литературы и искусства, в полной мере могут быть отнесены и к героям лучших публицистических, очерковых материалов.

Герой нашего времени — рядом с нами: в заводском цеху и на колхозном поле, в научном учреждении и в учебном заведении, на танкодроме и в корабельном отсеке — всюду, где нужны крепкие и заботливые руки, светлый ум и душевная теплота. К такому герою и обращаются очеркисты, чтобы написать о нем. Написать так, чтобы материал получился боевым, пламенным, наступательным.

Во флотской печати встречаются материалы, которые обозначены как очерк, но которые далеки от этого жанра. В таких материалах при раскрытии индивидуальности воина на первый план выступают второстепенные детали или подробности внешнего вида. Но самый главный недостаток большинства из них — мелкотемье, излишняя описательность. Героя, как правило, характеризуют сослуживцы, он не показывается в конкретных ситуациях.

Очерк «Первопроходец», опубликованный во «Флаге Родины», газете Краснознаменного Черноморского флота, посвящен опытному флотскому авиатору. Материал перенасыщен высокопарными авторскими суждениями. «Словно гигантский водоворот захватил штурмана, настолько широкий круг вопросов приходилось ему решать на этом важном для него этапе службы. Он понимал: не за горами что-то непознанное и надо как можно больше накапливать опыта полетов над бескрайними морскими просторами». Надуманные красивости дополняются загадочным предвидением непознанного. Оказывается, офицеру предстояло осваивать новую технику. Задача действительно непростая. Вот и взять бы за сюжетную основу именно этот факт биографии воина, хорошенько изучить все, связанное с ним. Думается, тогда бы журналист по собственной инициативе постарался избежать таких бездоказательных, хотя, может быть, вполне справедливых, заключений, как «авторитет коммуниста... был непререкаем», «сердце у штурмана было раскрыто навстречу каждому», «дела его служили примером для подражания», «экзамен выдержал блестяще», «мужественный офицер», «скрупулезно изучает все новое, передовое» и т. д.

Похвала без проникновения в суть дела, без отчетливо выраженной позиции автора к конкретным проявлениям характера, поступкам и мыслям героя — одна из форм равнодушия к тому, о ком и о чем пишешь. Было б такое исключением, не следовало бы и говорить о нем. Но подобных публикаций, к сожалению, немало. Например, очерковые материалы «Без права на ошибку», «Правильный человек», «Отцовским фарватером» опубликованы в разных газетах, в разное время и рассказывают, конечно, о разных людях, но подход у них к теме, материалу одинаково шаблонный.

По-настоящему актуальным и современным бывает очерк, связанный тесно с жизнью, откликающийся на ее требования и заботы. Образ человека на газетной и журнальной полосе становится подлинно многогранным, привлекательным, когда в его биографию органически вписываются строки биографий коллективов, в которых он живет и трудится, когда отражаются наиболее важные проблемы нынешнего дня.

Очерк о современнике — это всегда попытка рассказать о нашем времени через человека. И тут бесстрастное повествование о жизненном пути героя менее всего приемлемо. Важно, чтобы материал не просто перечислял заслуги человека, а выдвигал и рассматривал ту или иную общественно значимую проблему воинской жизни, многогранных отношений между моряками. Увидеть главное в судьбе моряка, осмыслить и показать сложный процесс формирования его личности, влияние на окружающих, на решение задач, которые стоят перед личным составом, — все это должно в первую очередь интересовать автора.

Очерк отличается от других жанров способом воспроизведения явлений жизни, в том числе флотской, анализом реальных событий, отношением к фактам. Как бы ни раскрашивал автор событие, как бы точно ни описывал его, очерка не получится, если не будет дан анализ фактов в художественно-публицистической форме.

А. М. Горький указывал, что очерк стоит где-то между исследованием и рассказом, что очерк есть не простое описание факта, а рассказ о факте в восприятии художника, в системе его воззрений и переживаний. Великий писатель требовал от очеркиста не описания, а исследования факта.

Надо признать, что ныне очерк не столь уж частый гость на газетной полосе. Он мало где предусматривается редакционными планами и целыми месяцами порой не появляется на страницах печати. Конечно, очерк — жанр сложный. Но вместе с тем и желанный читательской аудитории.

Нет нужды ссылаться на замечательные традиции, оставленные нам литераторами старших поколений, которые считали своим долгом и честью выступать в периодической печати. И сегодня многие писатели охотно откликаются на просьбы редакций флотских газет. Моряки с интересом и сердечной благодарностью встречают каждое выступление В. Азарова, Н. Михайловского, Н. Флерова на общеполитические темы, о боевых делах в годы войны. Но очерки, показывающие героев мирных будней, крайне редки.

Сотрудничество писателей с флотской печатью, в котором одинаково заинтересованы обе стороны, должно быть более интенсивным и плодотворным. Эта мысль неоднократно высказывалась на творческих семинарах писателей-маринистов, на совещаниях по очерку и публицистике в писательских и журналистских организациях.

Очерк во флотских газетах должен занять достойное ему место.

Капитан 1 ранга И. Бочаров.
«Советский воин» №5 1982