Классификация оборудования на флоте
Прислано Zaineaedide November 19 2024 14:52:32

Нужна ли непрерывная классификация электрооборудования?

Рассмотрев опубликованную в журнале статью М. Валявина и И. Мирошниченко под таким названием, Регистр СССР считает, что для признания судна годным к плаванию в соответствии с его назначением оно должно подвергаться периодическим освидетельствованиям — ежегодным и очередным, осуществляемым инспекциями Регистра СССР.

Ежегодное освидетельствование судна производится для подтверждения класса и признания судна годным к плаванию в течение одного года и заключается в определении технического состояния объектов надзора путем наружных осмотров и проверок в действии.

Очередное освидетельствование осуществляется с целью углубленной проверки технического состояния, необходимой для возобновления класса и признания судна годным к плаванию в течение последующих четырех лет, и заключается в проведении детальных осмотров (с разборкой), проверок в действии, испытаний и замеров. Поскольку очередное освидетельствование судна по всем частям является трудоемким процессом, требующим вывода судна из эксплуатации на определенный период, Регистром СССР для удобства судовладельцев была введена система непрерывной классификации, заключающаяся в распределении по времени объема очередного освидетельствования узлов, механизмов и деталей на период действия класса, но не более пяти лет.

Освидетельствование по системе непрерывной классификации является очередным, которое производится для определения возможности возобновления класса и признания судна годным к плаванию а течение последующих четырех лет, и поэтому недопустимо заменить его, как предлагают авторы статьи, ежегодным, так как последнее по своему объему не соответствует углубленной проверке технического состояния судна, а следовательно, не может гарантировать его годность к плаванию.

Количество механизмов, узлов и деталей электрооборудования, подлежащих освидетельствованию по системе непрерывной классификации, а также объем этих освидетельствований установлены Правилами и другими нормативными документами Регистра СССР на основании многолетнего опыта надзора за эксплуатацией судов различных типов и соответствуют нормам, принятым иностранными классификационными обществами.

В своей статье авторы резонно отмечают значительный рост электровооруженности судов, заключающийся в увеличении мощности, усложнении систем управления судовыми электроприводами, повышении степени автоматизации, дистанционного контроля и т. п. Тем более непонятно их предложение об освидетельствовании устройств и систем, включающих в себя электроприводы, инспекторами корпусной или механической специальности. Осуществлять освидетельствование объектов электрооборудования, радиооборудования и электронавигационных приборов в требуемом объеме могут только высококвалифицированные инженеры-электрики, что и практикуется Регистром СССР.

Отдельные дублирования вскрытий и проверок электрооборудования, возможные при внедрении системы непрерывной классификации, носят временный характер, это можно объяснить новизной и недостаточным опытом применения системы. Эти вопросы могут и должны решаться в каждом конкретном случае, не ставя под сомнение систему в целом.

При необходимости освидетельствования какого-либо объекта электрооборудования по системе непрерывной классификации в рейсе или в иностранном порту, где отсутствуют представители Регистра СССР или иностранного классификационного общества, освидетельствование может быть отсрочено по согласованию с Регистром СССР в пределах пятилетнего периода, считая от даты предыдущего освидетельствования. Кроме того, согласно Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации Регистра СССР некоторые виды освидетельствований могут выполняться старшим механиком судна и засчитываться Регистром СССР как непрерывное освидетельствование. Объекты и объем этих освидетельствований устанавливаются судовладельцем и согласовываются с инспекцией Регистра СССР. Как правило, стерший механик, имеющий соответствующее удостоверение, выданное Регистром СССР, может освидетельствовать объекты, подлежащие в эксплуатации вскрытию, осмотру и замерам по установившейся практике и плану технического обслуживания, что позволяет судовладельцу оперативно применять на практике систему непрерывной классификации.

Следует учесть, что хотя система непрерывной классификации не является обязательной и применяется лишь по желанию судовладельца, она получила широкое распространение на иностранных судах, имеющих класс ведущих иностранных классификационных обществ, и показала себя с положительной стороны. К сожалению, система непрерывной классификации пока не нашла должного распространения на наших судах.

Учитывая изложенное, мы считаем, что предложения авторов статьи не отвечают интересам судовладельцев и совершенствованию технического надзора.

Из Управления технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов сообщили, что УТЭФ в принципе согласно с позицией Регистра СССР. Однако система непрерывной классификации по некоторым вопросам, как по механической, так и по электрической части требует пересмотра и совершенствования, о чем и было принято решение на совещании главных инженеров пароходств, состоявшемся в мае 1981 г. в Новороссийске.

При пересмотре системы непрерывной классификации будут учтены и предложения М. Валявина и И. Мирошниченко.

«Морской флот», №1 1982 г.