«Арасан» — в переводе «целебный, теплый источник». Так назвали центральный оздоровительный комплекс, открывшийся в казахской столице в 1983 году. Алмаатинцы называют его просто «Бани». Основу комплекса и правда составляют бани: русские, финские, восточные. В целом же и по замыслу, и по функциям — это подлинный центр здоровья, не зря ставший достопримечательностью миллионного города.
— Свою главную, гигиеническую, задачу обычные бани в больших городах выполнили. Много ли вы знаете людей, живущих без ванны или душа? — спрашивает молодой директор комплекса Эдиль Мынжанов.
По профессии он инженер-строитель и в «Арасан», по собственному признанию, «попал» случайно: надо было наводить порядок в новом предприятии. Увлекся, стал энтузиастом, а потом и пропагандистом необычного центра здоровья.
— Чего не хватает современному горожанину? — спрашивает он. — Психической и физической разрядки, возможности «выключиться» из повседневной обстановки, наконец, просто моциона. Все это и дает наш комплекс. Кстати, наверное, не глупы были древние римляне: в каждом городе они строили свои термы, чуть ли не раньше крепостных стен!..
Первоначально на месте, которое ныне украшает «Арасан», предполагалось соорудить обычные районные бани. Но группа молодых архитекторов во главе с Вадимом Хваном вдохновилась иным замыслом: объединить под одной крышей три главных типа бань, распространенных в мире. Создать комплекс, где на радость человеку в полной мере служили бы простейшие, испокон веков знакомые слагаемые — вода и тепло.
Главный архитектор "Арасана" В. Хван
— Мы провели целое исследование, — вспоминает В. Хван. — Проще всего оказалось с финскими банями: о них много написано, а в прибалтийских республиках нет недостатка в прекрасных специалистах. Русский тип изучали в знаменитых московских Сандунах, в Центральных. Нам повезло — разыскали замечательного мастера-печника Валентина Михайловича Мельникова. Он уже на пенсии, но выбрался все же из Москвы к нам в Алма-Ату, сложил русские печи. Чтобы понять конструкцию и секреты восточных бань, обследовали множество развалин в среднеазиатских республиках, в Ташкенте обнаружили по сей день действующую баню XIII века! Она, а также турецкие бани в Будапеште, помогли нам в создании восточного варианта.
Столь же тщательно, с памятью о вековых архитектурных традициях выбирался внешний облик «Арасана». Строгое многокупольное здание, раскинувшееся на целый квартал, стало украшением казахской столицы и по заслугам отмечено Государственной премией республики. А внутри — удивительной красоты светлые, просторные, даже торжественные интерьеры, отделанные камнем, резным гипсом, литым стеклом. За исключением декоративной прибалтийской керамики, все местные материалы: мангышлакский ракушечник, белый мрамор, зеленый гранит, известняк.
— Это не дань роскоши. Это, если хотите, то, с чего начинается оздоровительный и восстановительный процесс, — поясняет Э. Мынжанов. — «Арасан» начинается с положительных эмоций. Его посещение — маленький праздник, и он помогает достижению нужного психико-физиологического эффекта.
В плане воздействия на организм банная процедура бесценна.
Это общедоступный вид оздоровления, профилактики и даже лечения многих заболеваний. С лечебной точки зрения, финская и русская парилки обладают поверхностным «эффектом горчичника», на полтора-два миллиметра прогревают тело. Действие восточных бань глубже, на 2—3 сантиметра. И те и другие процедуры воздействуют на весь организм, дают ему заметную «встряску».
Понятно, во многих случаях не обойтись без врачебной консультации. В «Арсане» целый штат медиков: терапевты, физиотерапевты, кардиологи. Действуют группы лечебной гимнастики — именно с таких занятий рекомендуется начинать пользоваться банями людям пожилого возраста, тем, кто жалуется на здоровье. В комплекс входят и тренажерный зал, и водолечебница со всевозможными видами массажей, углекислыми, хвойными, кислородными ваннами. Ну, а что касается собственно бань, то врач поможет выбрать наиболее подходящий тип и режим ее.
Вместе с директором мы обошли его обширное хозяйство. Безукоризненно чистые «раздевальные», «мыльные», обшитые деревом парилки. Из них попадаешь в манящий зеленовато-хрустальной водой бассейн. После купания можно, завернувшись в простыню, подкрепиться в буфете, выпить соков, минеральной воды или посидеть в восточной чайхане. Между прочим, от продажи пива здесь отказались еще до известных антиалкогольных мер: «Тепловые процедуры дают изрядную нагрузку на организм, и даже «безобидное» пиво может принести серьезный вред, — пояснил наш гид. — Отказ от пива легко привился. У нас не бывает нарушителей».
Интересно детское отделение бань. Оно выделяется прежде всего оформлением — красочными панно, просторной игровой зоной с подогреваемым полом. Здесь нет парилок: до определенного возраста ходить в них не рекомендуют, зато имеется чудесный бассейн — «лягушатник», откуда юных посетителей, как говорится, не выманишь. Неплохо продуман режим работы: четыре раза в неделю малыши приходят сюда с мамами, два — «папины» дни.
Ежедневно «Арасан» посещают в среднем 1 600 человек. За неполные пять лет он стал привычкой, традицией. Полюбился он не только алмаатинцам. Один из посетителей, молодой инженер из небольшого поселка километрах в ста от Алма-Аты, рассказал мне, что приезжает в «Арасан» регулярно, не реже двух раз в месяц. А в книге отзывов комплекса найдешь записи на всех языках мира: его облюбовали и туристы, и интуристы. Приводит сюда зарубежных гостей и профессиональный интерес: созданием подобных комплексов успели заинтересоваться специалисты из Венгрии, ГДР, Финляндии, Японии.
...Лежа на круглом мраморном возвышении — «суфе» — в восточном зале я любовался голубизной неба, вливавшейся в округлые прорези высокого купольного свода. За стенами «Арасана» лежали сугробы. А здесь, раскинув простыни на горячем камне, нежились, как на пляже, в ленивой тишине посетители очередного сеанса. Вспомнились слова директора о том, что, отвлекаясь даже от физической, «телесной», пользы, современному, одолеваемому заботами горожанину просто необходим такой вот оазис, островок, где он мог бы хоть раз в неделю, отбросив все дела, побыть два часа наедине с собой. Или с единомышленниками, своеобразным «банным братством», где вместе колдуют над «паром», щедро делятся советами.
С «Арасана», быть может, берет начало новый (впрочем, как часто бывает, выросший из забытого старого) элемент поддержания физической и психологической культуры, физического здоровья, высокого жизненного тонуса.
Кстати, идея носится в воздухе — в Москве уже есть энтузиасты создания таких предприятий на кооперативных началах.
Алексей Зайцев
Фото Александра Птицина
Алма-Ата — Москва
«Трезвость и Культура» №10 1987 год
***