Еще И. Ильф и Е. Петров на заре сплошной автомобилизации заявили о том, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Сейчас этих средств стало столько, что уже никто не сомневается в справедливости высказывания сатириков. Как и в том, что век автомобилизации породил и свои проблемы, к которым относятся взаимоотношения водителей и пешеходов, водителей и пассажиров, пассажиров между собой. Если первую проблему регулируют сотрудники госавтоинспекции, вторую — коллективы автотранспортных предприятий, то третья полностью отдана самим пассажирам. И только они могут ее решить, взяв на вооружение такт, предупредительность и уважение друг к другу.
К сожалению, когда пешеходная масса становится пассажирской, отношения при поездках в общественном транспорте зачастую, далеки от желаемых.
Часы «пик». На остановках масса народу. При подходе автобуса возникает большое оживление. Пешеходная масса штурмует автобус, будто он последний в текущем квартале. И тщетно водитель упрашивает освободить двери и дать возможность их закрыть, убеждая, что на подходе следующий автобус. Все напрасно, штурм продолжается.
Воскресный день. Автобусная остановка маршрутов «104» и «16» у драмтеатра. Желающих уехать множество. Стремятся домой жители с. Верхнеблаговещенское, торопятся на свои участки любители общения с природой.
Подходит автобус. По всем правилам взаимного уважения, при посадке — «старикам у нас почет». Увы. Водитель еще не успевает открыть дверей, как самые энергичные и молодые плотно оккупируют подходы. Те же из «энергичных», что задержались у газетного киоска или лотка с мороженым, активно подключаются к борьбе в момент открытия дверей. Усиленно работая локтями и могучими плечами, оттирая маломощных детей, старушек и стариков, они успешно «финишируют», занимая «призовые места» — на сиденьях. Включая места для детей и инвалидов. А кое-как втиснувшимся, но не попавшим на «пьедестал» остается лишь говорить... о культуре поведения.
Не надо указывать пальчиком в сторону автотранспортников, уповая на нехватку автобусов на маршрутах. Их вполне достаточно. Не остаются пассажиры на остановках. Не отправляются они пешком через весь город. Все — едут! Но почему давка? Отчего зачастую неуважение к собрату-пассажиру вообще, а к старикам — в частности?
...Маршрутный автобус выполняет рейс Мухинский санаторий — Благовещенск. На очередной остановке в него садится говорливая и веселая компания ребят. Как следует из их разговора, это выпускники сельскохозяйственного института, проходящие военные сборы. Люди уже почти с высшим образованием, интеллигентные ребята. Но когда на последующих остановках стали входить пожилые люди и женщины с детьми, то ни один из них не «додумался» уступить занятое место.
Или еще. 11 октября выдался погожий день. Естественно, сотни садоводов копались на своих участках до темноты. Автобус принимал в свой салон наиболее неутомимых и трудолюбивых. Пассажиров было не очень много. Из всех выделялась юная пара с собачкой. Она прижалась к окошку и пыталась что-то там рассмотреть. Он высокий, пышущий здоровьем, все свое внимание сосредоточил на песике.
Автобус остановился. Вон шел пожилой мужчина, явно пенсионного возраста и остановился на задней площадке. Казалось, что молодой собаковладелец поднимется с места и предложит его старику. Не тут-то было. Атлет-хозяин забавлялся с собачкой, его молодая спутница пыталась пронзить взглядом темноту ночи, а ветеран переминался с ноги на ногу возле их сиденья.
Мы разговорились. Дмитрий Петрович Грязев — ветеран труда, человек много сделавший доброго на земле и не оставляющий труд на ней и поныне. Он сконфузился, усаживаясь на предложенное мною место — непривычно как-то, мол!
Не берусь стать в позу моралиста. Не хочу читать нотаций о том, что плохо, а что — не очень. Но кипит во мне все от злости, когда вижу такое отношение к престарелым пассажирам. А какие чувства испытываете вы, товарищи пассажиры, возраста молодого?
А. Котов
"Амурская правда" №260 (18527), 12 ноября 1981 года