Whitesnake - от заката до рассвета и обратно
Прислано Travismem December 15 2024 01:01:23

Возвращение Белого Змея

На музыкальном небосклоне помимо команд, добившихся заслуженного успеха, есть группы явно переоцененные. Есть и напротив - недооцененные, которые по тем или иным причинам находятся в тени более именитых коллег, ничуть но уступая последним по качеству материала, яркости и силе. Причины такой незаслуженно низкой оценки могут быть разными. Неудачный концерт, на который делалась большая ставка, несвоевременная смена состава, непрофессионалная работа рекорд-лейбла. Да все что угодно может сыграть свою роковую роль в судьбе музыкального коллектива? Так и над крутой Whitesnake изначально тяготело проклятия. Одно из них - Deep Purple. Эти британские титаны рока оказались тем зловещим фактором, который не дал белоснежной змее получить безоговорочную мировую славу. Вторым оказались постоянные лихорадки в составе. Практически каждый новый альбом записывался разными музыкантами. Эти линьки отнюдь не всегда шли на пользу нашей змейке.

Whitesnake и Дэвид Коверлейл - история рок-музыки, все удачи и неудачи

Однажды в Англии

Но давайте расскажем обо всем по порядку. Дэвед Ковердейл, впоследствии и породивший ту самую рептилию, появился на свет 22 сентября 1951 года в городе Солтберн-Бай-Си, графство Северный Йоркшир, что на северовостоке Англии. Его родители владели пабом, и в музыкальном автомате мальчик впервые услышал такие группы, как The Pretty Things, The Sorrows, The Yardbirds и The Kinks. Таким обрезом начали формироваться его музыкальные пристрастия. Музыка увлекла его по-настоящему, и вскоре юный Дэвид поступил в Художественный колледж (где, кстати говоря, и познакомился с подающим надежды гитаристом Мики Муди, еще одним героем нашего сегодняшнего повествования). Во время учебы Ковердейл успел поучаствовать в куче разнообразных студенческих коллективов, таких как, например, Vintage 67, Denver Mule и Magdalene. Сперва он пытался освоить игру на гитаре, купив себе подержанный инструмент из пластика с портретом Элвиса Пресли на деке. Но через какое-то время все же решил целиком посвятить себя вокалу.

Талант молодого певца не остался незамеченным, и вскоре, в 1968 году, он попадает в состав местной группы The Skyliners, с которой начинает регулярно выступать, в основном в местном клубе The Redcar Jazz. Вскоре они меняют название на The Government. Команда специализировалась на исполнении кавер-версай известных хитов. Выступая то по ночным клубам, то перед студенческой аудиторией, банда приобрела некоторую популярность, и в 1969 году их поставили на разогрев к самим Deep Purple на концерте в Брэдфордском Университете города Шеффилда.

Однако взгляды музыкантов на дальнейшее будущее группы разошлись. Для остальных участников коллектива это было лишь хобби, они не собирались превращать музыку в профессию. Поэтому в 1973 году Ковердейл, недолго думая, покинул команду. Днем он торговал в модном бутике, а по вечерам пел с местными ребятами, выступавшими под названием Rivers Invitation. Впоследствии они вошли в состав новообразованного самим Дэвидом коллектива The Fabulosa Brothers. Тогда же Ковердейл занялся написанием собственных песен. Ныне хорошо известные композиции, такие, как «Holy Man», «Sail Away» и «Soldier Of Fortune», начали свою жизнь именно тогда.

Демонстрационная запись этого коллектива The Fabulosa Brothers, - как раз и оказалась причиной, по которой Дэвида пригласили на прослушивание не куда-нибудь, а в Deep Purple. Длилось это испытание аж 6 часов, и лишь спустя неделю молодому человеку наконец сообщили, что его кандидатура утверждена. И вот, 8 декабря 1973 года Дэвид Ковердейл впервые вышел на сцену в составе этой «самой коммерчески успешной группы мира» (по версии журнале Billboard). Казалось бы - вот оно, счастье! Стать участником Deep Purple, даже выступление на разогреве у которых считалось колоссальным успехом! И не просто участником, а вокалистом, фронтменом!

Вместе с остальной командой в замке Клируэлл записывается великолепный новый альбом - Burn. Более того, именно глубокий, богатый нюансами, насыщенный вокал Дэвида придал материалу группы новое, ритм-энд-блюзовое, звучание.

В ноябре 1974 года вышел следующий релиз - Stormbringer. Эпический заглавный трек, а также «Lady Double Dealer», «The Gypsy» и «Soldier Of Fortune» добились популярности на радио, но в целом материал оказался слабее предыдущего альбома - во многом потому, что Блэкмор, как сам он признавал позже, не одобрял увлечение остальных музыкантов «белым соулом». Поэтому свои лучшие идеи Ричи приберегал для группы Rainbow, которую организовал в 1975 году, покинув состав Deep Purple. Для остальных участников Deep Purple это явилось достаточно серьезным потрясением, но сдаваться они не собирались. Замена гитаристу нашлась в лице американца Томми Болина. Согласно одной версии (изложенной в приложении к 4-томному бокс-сету) его в группу рекомендовал Ковердейл. Однако сам Болин утверждал, что он пришел на прослушивание по рекомендации Ричи Блэкмора. В альбоме Deep Purple Come Taste The Band (1975) влияние Болина оказалось решающим: при поддержке Гленна Хьюза и Ковердейла он написал большую часть материала. Его композиция «Geltin’ Tighter» (на слова Хьюза) стала популярным концертным стандартом, символизировавшим новое музыкальное направление, принятое группой. Однако к этому времени гитарист уже очень серьезно подсел на наркотики. Его пагубная страсть сказывалась на группе в целом. Так, концерт в марте 1976 года в Ливерпуле был практически сорван. И вот 4 декабря 1976 года произошло трагическое событие. Вскоре после окончания работы над своим вторым сольным альбомом в Майами. Томми Болин скончался от передозировки. Ему было всего 25 лет... Группа распалась. Блэкмор продолжал выступать с Rainbow. Гиллан выпустил альбом Born Again (1983) и провел турне с Black Sabbath. В последней группе он заменил, по иронии судьбы, бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио. Еще более странным может показаться тот факт, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду Ковердейлу, но он отказался. Таким образом, пурпурный монстр рухнул на подломившиеся колени, и в тот момент ничто не предвещало того, что вскоре он снова поднимется на музыкальный Олимп. Сам же Ковердейл утверждал, что был очень рад работать в Deep Purple, и ему было тяжело пережить их распад.

Дэаид Ковердейл и история его группы Whitesnake, скандалы и миллионы

Начало змеиного пути

Главный герой нашей статьи, тогда еще не белокурый, но уже на редкость харизматичный Дэвид оказался один. Первое время он пробавлялся записью сольных альбомов. Его руки все еще были связаны контрактом, запрещавшим ему участвовать в группах (вот оно, одно из первых проявлений негативного влияния пурпурной команды!). Поэтому пластинки White Snake (1977) и Northwinds (1978) были выпущены под вывеской David Coverdale’s Whitesnake. Их продюсером стал небезызвестный Роджер Гловер (британский бас-гитарист, клавишник, автор песен и продюсер, участник группы Deep Purple). Но с каждым днем необходимость собратъ полноценный состав становилась все яснее. И вот, в 1978 году группа Whitesnake официально начала свое существование. В создании коллектива, наряду с Ковердейлом участвовали Берни Марсден - гитара, уже упоминавшийся в самом начале нашего рассказа Мики Муди - гитара, Нил Мюррей - бас, Дэвид Даул - барабаны и Брайан Джонсон - клавишные. Впрочем, Джонсон вскоре был заменен на Пита Солея. В записи дебютного 7-дюймового ЕР Snakebite (1978) принимал участие также бывший клавишник Deep Purple Джон Лорд. Продюсером всех альбомов, начиная с дебютного и до 1984 года, был Мартин Бирч, работавший над звуком альбомов Deep Purple, на которых пел Ковердейл. Параллельно работе с Whitesnake, Бирч также продюсировал альбомы Rainbow, Black Sabbath, Iron Maiden и других.

Альбом Snakebite включал в себя всего четыре оригинальных песни Whitesnake, а остальные четыре были позаимствованы с ковердейловского сольника Northwinds. Как бы то ни было, но именно на этом релизе прозвучал первый хит Белой Змеи - кавер на композицию Бобби Бланда «Ain’t No Love In The Heart Of The City». В поддержку второго диска – Lovehunter – группа провела полноценные европейские гастроли, а по итогам тура был выпущен концертник Live At Hammersmith. Стоит упомянуть, что обложка Lovehunter была выполнена в слегка фривольной манере. На нем, спиной к зрителю, красовалась девица, соблазняемая огромным змеем - естественно, белой окраски. Поэтому, в угоду ханжескому обществу, пластинка продавалась в коричневых пакетах. В эротическом оформлении диска уже можно увидеть первые искры того образа настоящего плейбоя, который будет впоследствии неразрывно связан с именем Дэвида.

В конце 70-х к Ковердейлу примкнули его бывшие компаньоны по Deep Purple - Джон Лорд и Йэн Пейс. Записанный обновленным составом альбом Ready Ar’ Willing принес Whitesnake серьезный чартовый успех: композиция «Fool For Your Loving» заняла 13-е место в британском хит-параде и до сих пор входит в концертный сет группы. Вышедший в том же году концертник Live... In The Heart Of The City закрепил позиции, поднявшись до пятой строчки чартов.

Необходимо сразу отметить тот факт, что все творчество Ковердейла было обращено скорее к американским канонам, чем к европейским. Поэтому не стоит удивляться, что основным критерием успешности альбома для него была в первую очередь популярность на американском рынке, а появившийся впоследствии стиль, называвшийся «лос-анджелесским глэм-роком», пустил свои корни глубоко в работы Дэвида. Именно с этих позиций стоит рассматривать дальнейшую деятельность нашего героя.

В 1981 году вышел самый успешный альбом первого периода карьеры Whiteside под названием Come An’ Get It. Он занял высокие позиции во многих чартах. Во время записи следующего за ним Saints & Sinners группа столкнулась с непредвиденными сложностями. Болезнь дочери Ковердейла и напряженные отношения внутри коллектива привели к печальным последствиям. Сначала из группы уходит Марсден, а вскоре приходит конец и «золотому составу» Змеи - коллектив покидают Пэйс и Мюррей. Марсдена заменил Мел Гэлли, на месте Мюррея оказался Колин Ходжкинсон, а на ударные был ангажирован Кози Пауэлл. Slide It In стал первым диском группы, выпущенным за океаном, однако его американская версия записывалась другим составом (с вернувшимся Мюрреем и Джоном Сайксом вместо Муди). Несмотря на успех пластинки, кадровая лихорадка продолжалась. Во время тура в поддержку Slide It In Гэлли повредил себе руку и был вынужден уйти. Спустя несколько недель Лорд вернулся к возрожденным Deep Purple (его подменил некто Ричард Бэйли), а по окончании тура Пауэлл примкнул к ELP, освободив место для Эйнсли Данбара.

Роман с Америкой

Впрочем, для столь частых смен состава было еще одно обоснование. Старые английские блюзмены, такие, как Муди и Мюррей, за океаном не котировались. Для коммерческого успеха требовались смазливые красавчики. Непосредственно Whitesnake тогда занялся продюсер по фамилии Кэлоднер. Для лейбла Geffen Records Кэлоднер открыл немало перспективных групп. Вообще, его часто называли «царем Мидасом» - альбомы почти всех артистов, с которыми он работал, становилось золотым или того лучше - платиновым. Именно по настоянию Колоднера, старая ковердейловская гвардия была без особых моральных колебаний заменена на молодых и симпатичных. А ведь именно англичане вывели Ковердейла на дорогу к славе... Состав менялся не раз, приводя группу к все более «американскому» знаменателю, причем основываясь в первую очередь именно на голливудском формате внешности, и лишь потом - на музыкальных качествах претендентов.

И вот, в 1987 году команда Ковердейл-Сайкс- Мюррей-Данбар производит на свет самый коммерчески успешный альбом Whitesnake. Официального названия он не имел, но поклонники окрестили его Serpens Album, по надписи на украшавшей обложку печати. Благодаря таким хитам как «Still Of The Night», «Неге I Go Again», «Is This Love» и клипам с участием сексапильной подруги Ковердейла Тони Китаен, постоянно крутившимися на MTV, пластинка достигла второй строчки Bilboard и обрела мультиплатиновый статус. В Британии диск поднялся до 8-й позиции. На сегодняшний день продано 16 миллионов копий этого альбома, что ставит его в один рад с самыми успешными альбомами в истории рок-музыки. Это первый релиз группы, на котором мы не слышим блюзового звучания. Группа полностью перешла к хард-н-хеви, щедро разбавленному тем самым лос-анджелесским глэмом. Именно в тот период появились оледенившие фирменный стиль Ковердейла проникновенно-чувственные баллады, снискавшие белокурому британцу статус заправского плейбоя. Его крашеные и завитые локоны, да и весь его имидж в целом, приторная сладость тех самых баллад, основная тематика творчества - все в нем соответствовало заокеанским идеалам. Подобно любой звезде глэм-рока, Дэвид останавливался в люкс-апартаментах отелей, одевался по последней моде, щеголял налево и направо отточенной голливудской улыбкой во все тридцать два белоснежных зуба. И, как и положено настоящему мачо, радом с ним была подруга, которую он нежно называл «моя шлюха и мое вдохновение». Тони (настоящее имя - Джули) Китаем к моменту знакомства с Ковердейлом уже давно была вхожа в американскую метал-тусовку, успела засветиться в нескольких малобюджетных фильмах, а также в паре доходных ролей в блокбастерах. Отношения с Дэвидом стали для нее трамплином к собственной славе. Забегая вперед, скажем сразу, что, как только популярность Whitesnake пошла на убыль, вероломная блондинка тут же вышла замуж за спортивную звезду, устроилась на тепленькое местечко ведущей телешоу и сменила имя обратно на «Джули». Сам Ковердейл впоследствии называл свой брак с Китаен не иначе, как кошмаром, от которого он «очнулся несколько миллионов долларов спустя».

Итак, в Америке Дэвид стал не просто популярным рок-музыкантом. Его карьера складывалась подобно успеху поп-звезд. Белокурый англичанин стал любимцем домохозяек, его песни часто крутили по радио, а видеоклипы постоянно мелькали в эфире MTV. Видимо, подобный успех так вскружил ему голову, что змей начал показывать свои ядовитые зубы. Так, ударник Эйнсли Данбар впоследствии крайне негативно отзывался о Ковердейле. Данбар утверждал, что Дэвид был неблагодарен, жаден в вопросах денег, да и вообще вел себя эгоистично. Вкупе с набиравшим силу стилем гранж, потеснившим хард-рок с верхних позиций музыкальной моды, подобные настроения в коллективе очень негативно сказались на дальнейшей карьере Whitesnake. Было в этом роковом сплетении и еще одно обстоятельство...

Благословение или проклятие?

Дела команды все сильнее шли на убыль. Уже тогда вступило в силу то проклятие, о котором мы упоминали в самом начале. Да, возможно, в далеком 1976 году, после распада Deep Purple, титул экс-фронтмена этой команды помог Дэвиду стартовать со своим новым проектом. По крайней мере, его имя уже было на слуху и у поклонников, и у рекорд-лейблов, существовали определенные связи в музыкальных кругах. Раскрутиться с таких стартовых позиций, несомненно, было проще, чем с нуля. Но в 1984 году произошло непредвиденное. Несмотря на все сложности, Deep Purple удалось возродиться. Сперва дела восставшего из пепла коллектива шли ни шатко, ни валко. Однако уже к концу восьмидесятых они заметно улучшились. Титаны британского рока снова оказались на виду, и крест бывшего вокалиста этой группы рухнул на плечи Ковердейла со всей тяжестью. Начались постоянные сравнения его с Гилланом и - впоследствии, - с Джо Линном Тернером. Среди поклонников «пурпурной» команды уже тогда возникла странная традиция, сохранившаяся до наших дней, и не имеющая рационального объяснения - ненависть к Whitesnake. Камни в огород этой проамериканской по творческому стилю группы летели и летели. Слушатели не оценивали музыку Whitesnake объективно - они лишь сравнивали ее с Deep Purple, всегда в пользу последней. Хотя что может быть общего, а потому - сравнимого, у этих двух совершенно разноплановых команд? Словно в панике, Дэвид собирал один состав за другим. Он даже решился на весьма отчаянный шаг - пригласил для участия в записи альбома Stop Of The Tongue гитарного гения Стива Вая, не гнушавшегося глэм-роковых проектов (например, он сотрудничал с Дэвидом Ли Ротом). По непроверенным слухам, это обошлось несчастному британцу в миллион долларов. Понятно, что за такие деньги Вая использовали по полной программе. Так, была перезаписана с его участием знаменитая «Fool For Your Loving», снято несколько видеоклипов, организовано турне. Но положения это не спасло. Вай отнесся к работе без особого энтузиазма, а присутствие его смазливой физиономии в кадре еще и потеснило ковердейловский статус главного секс-символа. Объемы продаж неумолимо падали... И группа объявила о своем распаде.

В1991 году менеджер Джимми Пейджа познакомил Дэвида с бывшим гитаристом Led Zeppelin. Они совместно записали пластинку, увидевшую свет в марте 1993 года. Оба остались очень высокого мнения друг о друге. Слова Дэвида: «Пейдж - алхимик, волшебник, архитектор звука». И не менее ценен ответный реверанс со стороны Джимми: «Ковердейл - вокальный акробат. Для него не существует никаких преград». Тандем получился весьма интересным, и в Британии пользовался значительным успехом. Нет, конечно же, нашлись ортодоксы, которые, отринув объективность, утверждали, что не может быть ничего лучше сотрудничества Пейджа с Плантом, и никакой Ковердейл Планту в подметки не годится. Но в целом критики признавали, что материал проекта «Ковердейл-Пейдж» очень хорош. Однако столь дорогая сердцу Ковердейла Америка приняла релиз куда более прохладно. И, хотя впереди маячили весьма заманчивые перспективы, на проекте был поставлен крест. Впрочем, впоследствии вещи с этой пластинки (например, «Don’t You Leave Me This Way») еще прозвучат в исполнении Дэвида на концертах.

В 1994-м Whitesnake совершили попытку возродиться. Но в результате лишь провели короткое турне в поддержку выпущенного сборника лучших хитов и вновь исчезли на три года. Очередной всплеск активности команды пришелся на 1997 год, когда Ковердейл, Ванденберг и несколько новых музыкантов записали студийный альбом Restless Heart и концертник Starkers In Tokyo. Изначально Restless Heart планировался Ковердейлом как сольная работа, и именно по этой причине он не слишком похож на остальные релизы. На рубеже веков Дзвид наконец перебрался в свою любимую Америку, перестал красить волосы, и вообще крайне скептически стал отзываться о своей прошлой деятельности. «Должно было пройти достаточно времени, чтобы я мог осознать, насколько комичным стал наш имидж», - признавался он в интервью.

Возвращение плейбоя

Неистребимая любовь к мелодичному хард-н-хеви, который мы привыкли слышать под маркой Whitesnake, все-таки взяла свое. И вот, в 2003 году по случаю 25-летнего юбилея, Змея, сбросив очередную шкурку, вновь выползла на солнечный свет. В состав группы на этот раз помимо Дэйва вошли: Дуг Олдрич (гитара), Реб Бич (гитара), Марко Мендоса (бас), Томми Олдридж (ударные) и Тимоти Друри (клавишные). В такой компании они гастролировали вплоть до 2005 года, после чего Мендосу сменил Урия Даффи. В 2006-м был выпущен великолепный двойной концертник Live... In The Shadow Of The Blues (позже вышедший на DVD под названием Live In The Still Of The Nighty, в который были включены и четыре новых студийных композиции Whitesnake. Альбом тут же покорил сердца миллионов слушателей и был очень тепло встречен критиками. Стало ясно: будучи на волне такого успеха, Дэвид явно не собирается вновь уходить в тень.

В 2008 году увидел свет новый студийный альбом команды - Good То Be Bad. Многие ждали этого релиза, что называется, затаив дыхание. Обычно столь сильные ожидания редко оправдываются. Но тут фортуна, наконец, вновь улыбнулась Дэвиду голливудской улыбкой. По его словам, он впервые за долгие годы нашел именно такого гитариста, работа с которым - настоящее счастье. И записанный в соавторстве с Дугом альбом - не просто очередная студийная работа коллектива Это тщательно выпестованное, любимое детище. Ковердейл вновь длинноволос и кудряв, по-прежнему белозуб и жизнерадостен. Он полон энергии и амбиций, не боится строить достаточно смелые и амбициозные планы. Собственно материал альбома приятно удивляет своими жесткостью, напористостью, бешеным драйвом. Это не прощальная песня - это призыв к новым свершениям. Тем более ценен тот факт, что в релиз вошли далеко не все вещи, написанные тандемом Ковердейл-Олдрич. Еще несколько композиций дожидаются своего часа, и, по словам Ковердейла, они ничуть не хуже тех, что увидели свет на Good То Be Bad. Все вышеперечисленное дарит поклонникам коллектива надежду. Надежду на то, что хотя бы сейчас, на пороге шестидесятилетия, этот яркий, харизматичный вокалист, неутомимый плейбой и талантливый музыкант Дэвид Ковердейл наконец удовлетворится полученным результатом, окунувшись во всеобщее признание. А Белая Змея еще не раз погреет свою шкурку в лучах славы.

StWolf. 2008 г.