По неумолимой российской статистике, а значит он во многом справедлива и для Казахстана, больше всего покупателей обманывают в обычных магазинах, затем идут рынки. Супермаркеты идут на третьем месте, и их доля постоянно растет. Здесь речь часто идет об обмане в неявной форме, часто это недоказуемый или узаконенный обман.
Например, продавать просроченные продукты запрещено и если они есть на полках супермаркета, значит это обман. Но как правило все супермаркеты имеют свою кулинарию... как несложно догадаться, большая часть просрочки идет именно туда: сосиски и колбасы, куры и рыба, молочка... поди докажи этот обман!
Поговорим сейчас обо всем об этом...
- Многие товары взвешиваются внутри отделов, и тут вполне возможен старый добрый обвес…
- Нередко продавцы наклеивают на упаковки товара штрихкоды с более высокой ценой. Реальную цену можно найти на ценнике, поэтому часто его пишут неразборчиво или помещают в неудобном месте…
- Касса - главное место обмана. Здесь вам могут включить в чек лишние покупки, посчитать один товар несколько раз, продать дешевый товар по цене дорогого. Особенно осторожным надо быть, когда кассир пробивает код товара вручную.
- Сумки, оставленные в ячейках у входа, запросто могут украсть. Почти в любом крупном магазине пара человек отслеживает «перспективные» сумки. Кстати, супермаркет за ваше имущество никакой ответственности не несет!
Все мы радовались, когда унылые и полупустые советские магазины с их нечестными и хамоватыми продавцами сменились сияющими супермаркетами. Там есть все - громадный ассортимент, быстрота обслуживания, вежливые улыбки персонала. Однако платить за эту улыбку приходится недешево. По статистике Всероссийского общества защиты прав потребителей, сегодня в среднем 10% посетителей московских супермаркетов становятся жертвами обмана в той или иной форме. К привычным способам отъема денег - обсчету и обвесу - добавились новые, использующие компьютерные технологии.
Не свободны от этого зла и раскинутые повсюду всем известные и популярные магазинные сети...
Александр М. рассказал: проверяя чек из «Неважно-все-они-одинаковые», выяснил, что заплатил за батон хлеба в 10 раз дороже его стоимости. А одна из знакомых, после похода в «Другой-такой-же» обнаружила в чеке 16 бутылок пива, которое вообще не пьет. Мы задумались: а можно ли говорить о сложившейся системе обмана или это одиночные случаи? Мы решили уточнить, как именно это происходит.
Обсчитывая покупателей, кассир учитывает три психологических фактора. Во-первых, в супермаркетах отовариваются не самые бедные люди, не считающие копейки. Во-вторых, набирают помногу - запомнить, а тем более сосчитать все довольно трудно. В-третьих, основные покупки делаются в часы пик, сзади напирает очередь, и второпях почти никто не следит, какие цифры пробивает кассир. Опытный работник распознает добычу с первого взгляда - у состоятельного или сильно выпившего клиента сумму покупок могут завысить на 1-10%... Но даже на меньшие проценты, но при большом наплыве покупателей набегает солидная сумма. Получить ее деньгами кассирша не сможет, зато продуктами — пожалуйста. Пропуская через кассу сообщника с полной тележкой снеди, ранее «приписанной» другим покупателям, она пробивает ему, допустим, один плавленый сырок. Добытое честно делится за пределами магазина.
1. Несколько раз пробивается один и тот же товар. Допустим, вы покупаете четыре йогурта - кассирша подносит к сканеру лишь один из них и потом умножает результат на четыре. А где четыре, там и пять.
2. Кассир может не сбросить с компьютера информацию о покупках предыдущего покупателя и приплюсовать их стоимость к вашим. Это случается, если ваш предшественник взял бутылку пива, а вы набираете целую гору еды.
3. Время от времени кассир объявляет, что штрихкод не читается, и начинает вводить сумму вручную. Внимание: это самый подходящий момент для обмана! Кассир якобы случайно путает похожие штрихкоды дешевого и дорогого товаров, в результате чего мы покупаем пачку «Геркулеса» по цене французского вина.
Продавцы в отделах тоже наживаются по мере сил - обвешивают и обсчитывают покупателей. Обмануть электронные весы ненамного труднее, чем простые. Можно банально надавить на чашку весов пальцем. Можно взвешивать дорогой товар (например, лососину) на картонке или в пакете - довесок небольшой, но на цену влияет. Можно, наконец, выставить на весах цену не взвешиваемого товара, а другого, более дорогого.
Как справиться с этой системой обмана? Увы, все способы стары как мир. Первый: носить с собой калькулятор и дотошно подсчитывать стоимость покупок. Второй: проверять чек у кассы, не обращая внимания на негодующую очередь. Если вес товара кажется вам слишком большим, никто не запрещает взвесить его еще раз. Обязательно берите чеки с собой - иначе потом ничего не докажете.
Самый действенный способ отстоять свои права - это громко и настойчиво требовать объяснений. Требовать старшую или заведующую. Снимать все это на камеру телефона. ПОМНИТЕ - обманщики в супермаркетах очень тихие и сам процесс любит тишину... Если вы устроите скандал, они сразу забегают и всполошаться. Ведь и все прочие покупатели тут же начнут проверять свои чеки, и вполне вероятно многие также обнаружат мошенничество! А это значит - ОГЛАСКА... люди расскажут своим знакомым, поделяться в социальных сетях... и система, которую они ловко и тщательно настраивали - рухнет. Все начнут перепроверять товар, присматриваться к срокам годности, взвешивать и перевешивать... Кстати - взвешивайте расфасованный магазином товар, весы как правило всегда есть в овощном или ином отделе. Проверить - не врут ли весы несложно. Берите фабричной расфасовки, например - крупа, 800 грамм. И взвешивайте, нажимая те или иные коды - вес высветиться... Правда за этим зорко следят работники супермаркета "девочки в зале"...
Устроив скандал, вы гарантированно получите возврат, извинения и шоколадку в подарок... почему-то везде так, что в Москве, что в Алматы, что Бишкеке... и так далее.
Крупные супермаркеты используют опыт ресторанов – давно отработанный. А именно: заведующая магазином вместе с заведующими отделами определяют как и что именно будет сегодня проворачиваться. Дается буквально «план», который делается всем персоналом магазина. А в конце смены происходит выемка кассы и подсчет реальной суммы. Работники отделов дают информацию о реально отпущенном товаре. Разница делится. От каждого по способности и каждому по должности. Старшие отделов и заведующая, прочие руководящие фигуры получают свою долю. Простые работники ничего не получают. Они довольствуются просрочкой или тем, что вот-вот станет просроченным. А также из этого левака покрываются недостачи – если что-то украли покупатели, разбили в торговом зале или в подсобке, что-то испортили… Кассиры, работники в зале и в подсобке знают – или так крутись, или это вычтут из их зарплаты.
Не забываем, что какие-то средства идут выше – на взятки и на регулярные выплаты…
Кассиры. Далеко не всякий кассир способен ловко орудовать и обсчитывать покупателя. Таких мастериц высоко ценят и им перепадает часть «награбленного». Тоже самое касается и охранников. Они должны знать когда и как реагировать. Иногда можно закрывать глаза, а иногда надо «проявлять бдительность». Ведь воровство крайне выгодно супермаркету – это возможность списывать товар, и оправдывать недостачу. Но воровство должно быть строго в меру, иначе возникнут иные вопросы…
***