Выбор звуковой карты
Прислано Radius May 13 2021 17:02:31

Выбор звуковой карты

 

"...и тем известен был народу,
что цифру в звуки превращал"

 

Если перед вами стоит вопрос подбора звуковой карты для своего компьютера, то прежде всего желательно определить, для каких именно целей вам понадобится звук.

 

Большинство пользователей домашних компьютеров ориентируются при выборе на применение звуковой карты для игр. Как известно, для игр не требуется какого-то особенного качества звучания не надо, и поэтому, если вы предполагаете ни для чего более не использовать свой компьютер (в плане звука), то можете сэкономить немало денег, купив одну из самых дешевых карт типа ESS1868F.

 

ESS sound card

 

Звуковая карта ESS Solo-1 ES1938S PCI описание

 

Качественных возможностей этой карты вполне хватает для воспроизведения звука в подавляющем большинстве игр, а также в ней реализованы все основные функции - вход (для оцифровки), выход и MIDI-вход, он же – джойстик. Кстати сказать, поддержка джойстика присутствует во всех карточках с того момента, как появился MIDI, вернее, с того момента, как его стали встраивать в звуковые карты. Дело в том, что MIDI-клавиатура работает по тому же порту, что и джойстик, поэтому, поддержка джойстика (весьма несложная функция) есть во всех специализированных чипах для звуковых карт.

 

Если же вы захотите послушать музыку на компьютере (например, в формате Mp3), ESS вам явно не хватит - тут лучше склониться к покупке более-менее нормальной карточки. К тому же, если вы захотите поиграть с новой игрушкой под названием "интернет-телефония", вам придется одновременно записывать звук (говорим в микрофон) и воспроизводить звук (слушаем), а это называется "полный дуплекс", т.е. возможность одновременно записывать и воспроизводить сигнал звуковой карточкой. ESS и другие дешевые карты этого делать не умеют.

 

SoundBlaster 16

 

Creative Labs SoundBlaster 16 описание звуковой карты, ISA старинная

 

SoundBlaster 16 Value – недорогая звуковая карта для домашнего компьютера (в Иркутске ее можно найти за 300 рублей), но с ней уже можно слушать оцифрованную музыку с приемлемым качеством. Однако, SoundBlaster 16 Value стоит приобретать, только если более качественную карту не позволяют купить финансы. Слово "value", кстати, обычно применяется к таким вот усеченным вариантам – да, как раз для удешевления убирают поддержку внешних устройств, кое-какие разъемы и еще кое-что "по мелочи". Иногда бывает достаточно кое-что доделать – буквально впаять этот самый отсутствующий разъем, и плата чудесным образом приближается к не -"value".

 

SoundBlaster – торговая марка фирмы Creative Labs, и под ней выходят все звуковые карточки от этой фирмы.

 

Что такое AWE?

 

Это аббревиатура от Advanced Wave Effects (передовые волновые эффекты). Данная приставка появилась после выпуска фирмой звуковой платы SoundBlaster AWE32 . Число 32 – максимальное количество одновременно звучащих голосов (полифония) или одновременно звучащих инструментов из таблицы волнового синтеза. Аббревиатурой AWE принято обозначать группу карт, в состав которых входит микросхема EMU8000 - таблично-волновой синтезатор. Эта микросхема присутствовала во всех подобных картах до появления последней карточки SoundBlaster Live!

 

Оставив пользователей игровых приставок и любителей послушать песенку-другую на недорогих звуковых картах, перейдем к достаточно серьезным устройствам, на которых, несомненно, стоит остановить свой выбор, если вы хотите заниматься созданием и/или прослушиванием хорошей музыки и, тем более, если у вас есть жажда "помучить" MIDI-клавиатуру, синтезатор и микрофон.

 

Существует деление карт серии AWE на дешевые и дорогие: Sound Blaster AWE 32 и Sound Blaster AWE 64 . О цифре 32 было сказано выше, а цифра в названии AWE64 появилась от добавления к существовавшим ранее 32 голосам дополнительных 32 голосов программного синтезатора WaveSynth/WaveGuide (WS/WG), который представляет собой эмулятор, работающий через цифровой тракт карты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему 32. Все карты группы AWE - 16-разрядные, с интерфейсом ISA.

 

Sound Blaster AWE 64

 

Sound Blaster AWE 64 Gold CT4390 CT8903-DAQ звуковая карта

 

Sound Blaster AWE 64 Gold

 

Сравним теперь две карты: SB AWE64 и AWE64 Gold . Отличие у Gold - в "наворотах". Например, позолоченные разъемы audio как раз для серьезной аппаратуры (на ней даже нет пальчикового разъема для выхода – только т.н. "тюльпаны"). Есть еще один интересный разъем посреди платы – всего в два контакта. Называется S/PDIF (Sony/ Philips Digital Interface Format - цифpовой интеpфейс для пеpедачи звуковых сигналов). Это выход звука в цифровом виде с эквалайзера синтезатора EMU8000 (а в AWE64 Gold также с общего цифрового канала) в 20-разрядном или 18-разрядном формате на частоте 44.1 кГц, который можно подать на вход внешнего ЦАП или усилителя со входом S/PDIF, получив более качественный звук с WT-синтезатора.

 

Для чего нужен разъем S/PDIF? В двух словах - например, надо готовую музыку из компьютера сбросить на внешний носитель, но в цифровом виде. Как? Как раз через этот разъем. Или, допустим, у вас есть отдельный профессиональный ЦАП, более "крутой", чем у данной звуковой карты – тоже через него. Или надо полностью готовую композицию сохранить в цифре для последующей записи в профессиональной студии. Такой разъем присутствует также у цифровых магнитофонов (DAT), а также у всех современных CD-дисководов – его вы можете найти рядом с разъемом аналогового сигнала для аудиокарточки.

 

Разъем S/PDIF на обратной стороне CD-привода

Разъем S/PDIF на обратной стороне CD-привода

 

Существуют карточки и с входом S/PDIF. Например, одна из последних – SoundBlaster Live! . Она сделана для шины PCI. Своевременно, потому как скоро ISA совсем исчезнет

 

SoundBlaster Live! – домашняя звуковая студия в одной карте!

 

SoundBlaster Live! домашняя звуковая студия в одной карте!

 

Вход S/PDIF ставит SoundBlaster Live! на уровень карт для профессионального использования. Посудите сами: при достаточной зашумленности внутри компьютера трудно расчитывать на хорошую запись, а вот если вынести микшер и АЦП за пределы компьютера? Именно так и делается. К тому же, есть еще одна причина - микрофон. Для профессионального звучания микрофона предусилителей и АЦП даже SB Live! не хватает. В этом случае с помощью профессионального микшера и внешнего АЦП наружу выносятся микрофон, синтезатор и акустическую система, а в карточку вводится только цифра. Никаких помех от компьютера! И такую цифру уже можно записать прямо на CD – т.е. исключить аналоговую обработку сигнала вообще!

 

В вышеописанном примере композиции звуковой карты с микшером и внешним АЦП, звукова карта будет выполнять функции сэмплера (т.е. проигрывать – эмулировать звучание инструментов через звуковую таблицу волнового синтеза) и цифрового рекордера. Таким образом, получаем весьма недорогую профессиональную звуковую студию с "ядром" на карточке SoundBlaster Live! всего за 100 долларов. Кстати, стоит заметить, что в полном комплекте со всеми разъемами и кое-какими добавочными "наворотами" SBLive! стоит в два раза больше. Но удешевленная версия во многих случаях вполне заменит дорогую. Для домашней компьютерной студии главное - хорошо оцифровать, а вся последующая обработка происходит в цифре и на выходе - записанный компакт, опять же, цифровой, а для мониторинга аналоговые выходы SB Live! вполне пригодны.

 

Для нас, "обычных" пользователей звука (не музыкантов), разъем (вход S/PDIF) будет служить еще и альтернативой ЦАП CD-привода. Зачем? Вы можете использовать CD-дисковод, не заботясь о его "крутости" – цифру-то он будет давать исправно, а больше от него ничего не требуется. К тому же, качество звука вы получите лучшее, чем просто слушая через неважные (в большинстве своем) ЦАП CD-привода вашу любимую пластинку. Для проигрывания звука можно даже использовать свой старенький 2-х скоростной CD-ROM - звук получите уж точно не хуже, а даже лучше, чем на расхваливаемых новейших (N-скоростных приводах). Лишь бы выход S/PDIF присутствовал у CD-привода.

 

Для домашних музыкантов

 

Для большинства домашних музыкантов SBLive! будет весьма неплохой музыкальной студией и без внешних "наворотов" (микшеров там всяких крутых и дорогих АЦП). В нем есть все необходимое: синтезатор-сэмплер, мультиэффект-процессор, цифровой микшер, многоканальный аудиорекордер, процессор пространственного позиционирования звука, цифровой аудио- и MIDI-интерфейс. Вообще-то, раньше такие вещи стоили порядка 1000 долларов. Ощущаете соотношение цена/качество?

 

Но сегодня такие дорогие карточки подешевели, поскольку в один прекрасный момент для них разработали достаточно дешевый процессор EMU10K1. На сегодня это – один из мощнейших DSP (Digital Signal Processor – обработчик цифрового звука), применяемых в звуковой индустрии. В нем использована та же технология, что и в сугубо профессиональных изделиях. Основные характеристики синтезатора таковы:

 

- Полифония 64 голоса аппаратно

- Полифония 512 голосов программно

- 48 MIDI каналов - 32 на аппаратный (2 MIDI порта) и 16 на программный синтезатор

- До 32 МБ системной памяти для загрузки инструментов.

 

Причем, микширование и обработка звука и во всех процессах производится в цифре – а это просто отсекает ненужный шум, который неизбежен при аналоговой обработке.

 

Не лишним будет заметить, что память для инструментов (сэмплов) карточка "отъедает" от системной памяти. Это хорошо – не надо заботиться об отдельных типах памяти для карточки, память можно наращивать в самом компьютере, а загрузка банков инструментов практически мгновенна. Небольшой минус – занимаются ресурсы PCI-шины у компьютера, но даже при максимальной загрузке на это расходуется не более 5% пропускной способности шины.

 

Вывод - какую звуковую карту выбрать?

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: звуковая карта SB Live! подходит на роль одной из самых распространенных карточек среди музыкально-компьютеризированного народа. Большинство функций, конечно, расчитано на серьезную работу с MIDI и синтезатором. Простой пользователь не будет использовать и десятой части всех прелестей SB Live! ., а посему звуковые карточки Sound Blaster AWE32 или AWE64 – пока наилучшее решение для обычного прослушивания музыки.

 

 

Александр Чижов, 1998