Зарождение казахов XV-XVI века
Прислано Tobiastycle March 01 2025 18:24:18

Казахская народность - зарождение

Социально-экономические и политические условия обособления казахской народности

Познакомимся теперь с теми новыми политическими и социально-экономическими условиями, которые и сделали возможным образование новой казахской, отличной от узбеков, народности.

Аулы, откочевавшие вместе с первыми казахскими ханами, заняли кочевьями район реки Джу (Чу). Здесь, как это было отмечено ранее, уже при джагатаях исчезла земледельческая культура. Таким образом, казахи расположились в кочевых районах Средней Азии. В процессе смут, наступивших в Узбекском союзе после смерти Абулхаир-хана, откалывались все новые и новые общины, примыкавшие к казахам, число которых непрерывно росло, а вместе с тем росло и могущество казахских султанов, и в то же время расширялся район кочевий казахов. Если в середине XV в. кочевья казахов не выходили за пределы района реки Чу, то в первом десятилетии XVI в. их кочевья располагались уже и в районе Сыр-дарьи и далее на запад до Янка (Урала). Эти земли занимались в процессе борьбы с узбеками и ногаями.

В какой степени владения казахов расширились при Жанибеке и Гире — ничего не известно, но преемник Гирея, Бурундук, кочевал уже около Урала, в то время как сын Жанибека Касим — в районе озера Балхаш и Каратала. Кроме них, памятники называют еще ряд казахских султанов, выступавших как самостоятельные владельцы. Из них выделяются Жаныш-султан и его брат Таныш-султан, кочевавшие в районе местности Кара-Абдал; в их распоряжении было около 50 тысяч войска. Выделялся также сын Жаныш-султана Ахмет-султан. Рузбехан в своем труде упоминает о наличии еще ряда казахских султанов, не называя их по имени. «Каждый из них, — пишет Рузбехан, — останавливается согласно ясы на тех землях, которыми владели его предки»; тем самым подчеркивается наследственность власти казахских султанов.

Главным ханом считался Бурундук, хотя он и не был самым сильным из владельцев, уступая не только Касиму, но и Жаныш-султану: хан мог выставить около 40 тысяч войска. Все время ханства Бурундука заполнено борьбой с узбеками.

Среди узбекских султанов в конце XV в. выдвинулся талантливый и энергичный завоеватель Мухаммед Шейбани (1451-1510 гг.). Вынужденный в начале своей деятельности служить самаркандскому султану Ахмед-мирзе, одному из тимуридов, он в 80-х годах XV в. предпринял попытку захватить южные районы Дашт-и-Кипчака, но встретил здесь решительное сопротивление казахских султанов. Правда, первоначально он нанес поражение Бурундук-хану и занял город Аркук. Ему была обещана поддержка со стороны ногайского мирзы Мусы; однако тот же Муса-мирза отказался признать его ханом, ссылаясь на противодействия ногайских (мангытских) эмиров. Положение Шейбани в Дашт-и-Кипчаке стало неустойчивым, поражение же, нанесенное ему владельцем Сузака Махмуд-султаном, сыном Жанибек-хана, заставило его бежать на Мангышлак, а оттуда снова возвратиться под покровительство Ахмед-мирзы.

Таким образом, уже в начале 80-х годов XV в. степи , Дашт-и-Кипчак становятся объектом борьбы двух султанских фамилий — потомков Орды и Шейбана. Мотивы этой борьбы нашли достаточно четкое отражение в исторических памятниках. Рузбехан писал, что «Дашт-и-Кипчак по наследству должен был принадлежать Шейбани-хану, его предки все время ханствовали там; на этом основании казахские ханы опасались, что если Шейбани-хан будет допущен в Дашт-и-Кипчак, то он усилится и отнимет власть у казахских ханов».

Следовательно, борьба шла за обладание землями Дашти-Кипчака и в первую очередь районами, примыкающими к Сыр-дарье, богатыми пастбищами и охотничьими угодьями. «Ни в одной стране мира нет такой многополезной реки, как Сыр-дарья, — писал Рузбехан, — по обилию густых трав, растущих по берегам, и диких птиц — не найдется ей равной; она очень полезна для всякого рода животных и зверей... болезней вроде холеры, чумы, лихорадки здесь нет, жители их не знают; в степях сайгаки пасутся целыми стадами и до такой степени жирны, что не могут бегать. Здесь существует такой порядок: как только приходит гость, хозяин тотчас же берет лук, уходит на охоту и вскоре возвращается с застреленным сайгаком».

Но районы, примыкающие к Сыр-дарье, славились не только своими природными богатствами, но и богатством жителей. «Казахи очень богаты», — прибавляет к своему описанию края Рузбехан. Понятно, что эти богатые земли явились объектом борьбы двух султанских группировок.

Первый этап борьбы для Шейбани оказался неудачным.

Перелом в пользу Шейбани наступил лишь с 1488 г., когда Ахмед-мирза начал борьбу против моголистанского хана Султан-Махмуда, сына Юнус-хана. Под Ташкентом Шейбани изменил своему покровителю и перешел на сторону Султан-Махмуда. Эта измена заставила Ахмед-мирзу удалиться в Самарканд; она же положила начало союзу между Шейбани и моголистанским владельцем. Результатом этого союза явился переход под власть Шейбани Отрара, Сабрана и других городов. Та же участь грозила и городу Туркестану. Владелец Туркестана Мухаммед-тархан обратился за помощью к хану Бурундуку и, разумеется, эту помощь получил. Войска Бурундук-хана и султана Касима осадили Сабран. Жители Сабрана передались на сторону казахского хана. Брат Шейбани, Махмуд-султан, попал в плен к Бурундуку, но бежал из плена в город Отрар, где тогда находился Шейбани. Войска Бурундука осадили Отрар, но помощь, оказанная Шейбани-хану моголистанским Султан-Махмуд-ханом, заставила Бурундука согласиться на немедленное заключение мира с Шейбани. После этого соединенными силами Шейбани и Султан-Махмуд-хана войска Мухаммед-тархана были разбиты, и город Туркестан перешел во власть Шейбани-хана.

Эти события 1488-1494 гг., которые позволили усилиться Шейбани-хану, и особенно переход города Туркестана во владение узбекского хана, повели к разрыву вассальных отношений казахских владельцев к моголистанскому хану и к открытому выступлению казахских султанов против Султана-Махмуда. Мухаммед Хайдер писал, что «казахи восстали) за то, что Султан-Махмуд-хан отдал Туркестан члену враждебного им Абулхаирова рода Шейбани. Было два сражения, и в обоих победа осталась на стороне казахов». Впрочем, этот разрыв с моголистанскими ханами был очень непродолжительным: усиление Шейбани стало опасным не только для казахов, но и для моголистанского хана. Вот почему в 1495 г. союз казахских султанов с моголистанским ханом вновь возрождается.

Однако борьба против Шейбани в 1495 г. уже в союзе с моголистанским ханом была неудачна: аулы казахов, кочевавшие в районе Заилийского Алатау, были разгромлены Шейбани. Дело кончилось миром, скрепленным брачным союзом между сыном Шейбани и дочерью Бурундука. Но эта неудача могла лишь усилить вассальные отношения казахов к моголистанскому хану. Одновременно с этим наблюдалось стремление казахских владельцев сблизиться с тимуридами, врагами Шейбани.

В 1496 г. Касим-султан, который в то время уже был одним из могущественных владельцев Дашт-и-Кипчака, явился к владельцу Герата Султан-Хусейн-мирзе (тимуриду) и по словам Хондемира «удостоился поцеловать руку монарха и занял место в ряду прочих царевичей, находившихся при дворе его».

В начале XVI в. силы Шейбани-хана были отвлечены на завоевание Мавераннахра. Причины этого движения узбеков в оседлые районы Средней Азии указаны выше.

В 1500 г. Шейбани занял Бухару и Самарканд. Ослабленные междоусобной борьбой тимуриды не могли оказать крупное сопротивление Шейбани-хану. Только один из тимуридов, Бабур, пытался организовать серьезный отпор Шейбани, но безуспешно. К 1505 г. последние остатки тимуридов были вытеснены из Мавераннахра. За 1505—1507 гг. Шейбани подчинил своей власти Хорезм, Балх и Хорасан. Таким образом, главнейшие оседлые районы Средней Азии оказались завоеванными узбекскими султанами.

Завоевательные успехи Шейбани были остановлены выступлением против него шаха Ирана Исмаила Сефевида (1502—1524 гг.). Но успехи иранского шаха были обусловлены усилением на северных границах узбекских владений казахских султанов.

Среди казахских султанов выдвинулся сын Жанибека Касим. Выше отмечено, что Касим после неудачных столкновений с Шейбани-ханом укрепил свое положение путем возобновления вассальных отношений к моголистанскому хану и сближением с тимуридами. К 1509 г., когда опять обострилась борьба с узбеками, главным или старшим ханом продолжал еще считаться Бурундук, но и по вооруженным силам и по степени влияния Касим значительно превосходил Бурундука. По словам автора Бабур-Намэ, «между казахскими ханами и султанами не было никого, кто бы в том улусе был так могущественен, как Касим-хан». Мухаммед Хайдер прибавляет к этому, что власть Касима была так велика, «что никто и не думал о Бурундуке». Во всем Дашт-и-Кипчаке, как говорили современники, не было такого могущественного султана после Джучи, как Касим. Этот султан Касим и возглавил теперь борьбу против Шейбани-хана.

В 1509 г. казахские султаны Жаныш и Ахмед с большим войском, которое насчитывало около 50 тысяч человек, вторглись в пределы Мавераннахра. Шейбани-хан в это время находился в Хорасане. Он отменил предполагавшееся движение к Келату и быстро направился к Бухаре. Жаныш и Ахмед успели подвергнуть разгрому только Куфинский округ, город Дабуси и несколько волостей в Самаркандском и Бухарском округах, причем было уведено в плен около 1000 жителей. Это обстоятельство и послужило предлогом для объявления газавата, т. е. священной войны против казахов.

В самом начале 1510 г. Шейбани-хан предпринял зимний поход на казахов. Султаны Убейдулла и Тимур разгромили зимовки казахов на Улу-тау, владения Касима. Здесь, в лагере побежденного врага, султаны предались пьянству и разврату, не выставив даже караула. Это позволило Касим-хану неожиданно напасть на узбеков, которые были совершенно разбиты. В руки Касим-хана попала богатая добыча и много оружия. Ряд влиятельных и опытных военачальников-узбеков погиб.

Причина нового обострения борьбы между казахскими и узбекскими феодалами заключалась теперь, в начале XVI в., не только в династических спорах двух старых феодальных фамилий, как это имело место в конце XV в. Эта борьба была обусловлена и хозяйственными причинами. Теперь, когда власть Шейбани укрепилась в Мавераннахре, узбекский хан стремился изолировать казахов от этих, для них чрезвычайно важных, земледельческих и ремесленных районов. Рузбехан, хорошо помнивший все эти события, писал: «Свои нападения на государство хана они (т. е. казахи) оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. Шейбани-ханом по некоторым политическим соображениям был издан указ: не допускать казахских купцов в государство, а в случае приезда подвергать разграблению». Шейбани боялся усиления казахов.

Но было еще одно любопытное соображение, заставлявшее Шейбани-хана ставить преграды торговле с казахами: «Сегодня они не представляют себе, как живут и наслаждаются узбеки, — писал Рузбехан, очень близко стоявший к Шейбани-хану, — и свою отсталую жизнь считают несравненно приятной, но если бы дошли до них наши хорошие и изящные продукты, то они стали бы мыслить по-другому». Здесь целая программа: поддерживать отсталость казахов путём искусственной изоляции их от городских центров Мавераннахра.

Поражение, которое потерпел Шейбани в начале 1510 г., сильно ослабило узбекского хана. В такой обстановке Шейбани начал борьбу с Исмаилом Сефевидом. В битве при Мерве 1 декабря узбекское войско было разбито наголову шахом Ирана, и сам Шейбани-хан был убит. Однако, после поражения, нанесенного персам в 1512 г., власть узбекских ханов в Самарканде и Бухаре была восстановлена. Эти события окончательно закрепляли владения узбеков в земледельческих районах Средней Азии, в то время как владения казахских ханов локализировались в степях Дашт-и-Кипчака.

Таким образом, уже в начале XVI в. выявилось различие в хозяйственном быту узбеков и казахов. Узбеки начади переходить к оседлой земледельческой жизни. Казахи оставались кочевниками-скотоводами.

Различны были и политические условия существования казахов и узбеков. Союз казахских ханов с моголистанскими, прерываемый, правда, временными столкновениями, но все же сохранявшийся в течение почти ста лет, и одновременная борьба с узбеками — все более отдаляли казахов от узбеков и в политическом отношении.

Резкое различие в хозяйственном быту приводило и к различиям между казахами и узбеками и в социальном отношении. Выше уже отмечалось, что если в земледельческих районах развитие феодальных отношений происходило на базе превращения общинной собственности на землю в частную феодальную собственность, то в кочевых общинах земля оставалась формально в общественной собственности, хотя фактически кочевьями распоряжалась знать. Возможность ослабления феодальной зависимости у казахов по сравнению с узбеками потенциально скрывалась в кочевом хозяйстве. Эти различия впоследствии постоянно выплывали на поверхность, создавая иллюзии патриархального родового строя, а не только быта, у казахов.

Все эти обстоятельства необходимо помнить, так как в различиях социального и хозяйственного быта и политических связей коренились причины, которые постепенно приводили к обособлению казахских племен в особую, отличную от узбеков народность.

- Древнейшие сведения о казахах и образование Трех Орд

М. Вяткин
Очерки по истории Казахстана
1941