Казахи - древнейшие сведения...
- 01 Mar 2025
- Казахстан
- 39 Прочтений
- 0 Комментариев
Древнейшие сведения о казахах и образование Трех Орд
Образование казахского сюза
Наиболее подробные сведения о выделении особого владения джучидов, получившего впоследствии название Казахской Орды, сообщает моголистанский историк Мухаммед Хайдер. Так как сообщение Мухаммед Хайдера является основным источником для изучения происхождения Казахского союза, как особого политического объединения, приведем это сообщение полностью:
«В это время (около 1456 г.) Абулхаир-хан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке; султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них — Жанибек-хан и Гирей-хан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо и отвел им край Джу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Моголистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абулхаир-хана улус Узбекский пришел в расстройство; начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Гирей-хану и Жанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казахских, надобно считать 870 (1465-1466 гг.). Впрочем, бог лучше знает».
Мухаммед Хайдер писал свой труд «Тарихи-Рашиди» в промежуток времени от 1541 до 1546 гг., т. е. почти через 80 лет после описываемых событий. Как видно из текста его труда, он затрудняется точно датировать возникновение власти казахских султанов; ничего определенного не мог он сообщить и о причинах бегства ханов Жанибека и Гирея. Но все же некоторые достоверные сведения из «Тарихи-Рашиди» могут быть извлечены.
Несомненно, что образование особого казахского государства было связано с той борьбой внутри джучидов, которая характеризует время распада Золотой Орды. Далее обращает внимание сообщение Мухаммед Хайдера о бегстве султанов, потомков первого хана Белой Орды — Орды, а не потомков первого султана узбекских степей — Шейбана; и Жанибек и Гирей были потомками Барака, который через 7 поколений происходил от Орды. Отсюда может бытъ сделан вывод, что в Дашт-и-Кипчаке велась борьба между потомками Орды и Шейбана и что те «джучидские султаны», которым, как сообщает Мухаммед Хайдер, «пришлось плохо» от Абулхаир-хана, были потомками Орды. Эта борьба, как мы уже знаем, действительно обострилась при хане Абулхаире. «Бегство» султанов дома Барака, потомка Орды, было связано с попыткой восстановить владельческие права своей фамилии. Далее, нет никаких оснований, как показывает дальнейшая история казахов, сомневаться в том, что особое казахское владение возникло как владение вассальное в отношении Моголистана.
Следует также признать правильным указание Мухаммед Хайдера на время зарождения Казахского союза, как отдельного политического образования. Правда, о казахах в исторических памятниках встречаются упоминания ранее XV в., в так называемом кыпчакском словаре (XIII — начало XIV в.). Но термин «казах» первоначально не имел ни политического ни этнического значения. Казахом называли всякого вольного человека, отколовшегося от своей общины или своего сеньора, к какой бы народности он ни принадлежал. Как известно, этот термин проник и в русские княжества, где казаками еще в XIV в. стали называть людей, бежавших из центральных областей государства и составивших, первоначально на Дону и Днепре, вольные поселения колонистов.
Распад Золотой Орды выбрасывал в степи все новые и новые племена кочевников. Среди узбекских ханов развивалась междоусобная борьба, особенно после смерти Абулхаир-хана. Та же междоусобица разобщала и ослабляла владения тимуридов в земледельческих районах Средней Азии. Мощь среднеазиатских государств ослабляла также борьба между моголистанскими ханами, тимуридами и узбеками. Не было ни одного мощного государства, которое могло бы во второй половине XV в. поглотить вновь образовавшиеся узбекские владения Жанибека и Гирея. Это обстоятельство и помогло окрепнуть новому политическому образованию.
Однако на том основании, что Казахский союз, как отдельная политическая единица, сложился во второй половине XV в., нельзя еще делать вывода о том, что и казахская национальность или народность сложилась в это же время.
Вопрос о времени возникновения казахской народности
Товарищ Сталин, говоря об образовании государств в Восточной Европе, писал, что здесь сложились многонациональные государства, «состоящие из нескольких национальностей». Следовательно, наличие национальности или народности не предполагает обязательно и повсюду наличие ее объединения в национальное государство.
Что же нам известно об образовании казахской народности?
В состав Казахского владения, при возникновении его из Узбекского союза, вошли части тех же племен, что входили в состав Узбекского союза. На самом деле ряд родов у казахов и узбеков один и тот же, например, джалаир, канглы, кипчак, конград, найман, алчин и др.
По мере развития казахского союза в него включались и другие племена, в результате чего племенной состав союза оказался гораздо более сложным, чем об этом позволяет судить сравнение племенного состава Узбекского и Казахского союзов. Важное значение в определении племенного состава Казахского союза имеет вопрос о составе Ногайской Орды.
С распространением казахских владений в XVI в. до Урала часть ногайских родов, несомненно, должна была, войти в состав казахской национальности. К сожалению, племенной состав Ногайской Орды в ранний период известен очень мало. Несомненно, что основным племенем здесь являлись мангыты. Кроме них, в состав Ногайской Орды входили кипчаки, канглы, найманы, конград, кытаи, уйгуры, уйшуны, кенегесы, минги и другие племена. Некоторые из этих племен общи ногаям и казахам. Некоторые из них входили и в Узбекский союз, что вполне могло быть, если учесть раздробленность кочевий одного и того же племени.
На этнический состав казахской народности должен был оказать влияние и племенной состав Моголистана, где в XV в. расселялись казахи. Несомненно, что дулаты вошли в состав Казахского союза из племен Моголистана.
Уже было показано, насколько сложным в этническом отношении являлось население степей Дашт-и-Кипчака в доказахский период. Несомненно, что преобладающим элементом являлись тюркоязычные племена. В образовании казахской народности играли роль, главным образом, тюрко-монгольские племенные объединения уйсун (у узбеков уйшун), канглы, дулат, аргын, найман, кипчак и алчин.
Разнородность этнического состава казахов отразилась даже на их антропологических признаках: среди них встречаются черты чисто монгольского происхождения и в то же время иногда черты, характерные для иранцев. Очевидно, что единство казахской народности складывалось не на основе этнической однородности, а в результате однородных хозяйственных и политических условий жизни племен, образовавших Казахский союз.
Уже эти общие замечания в связи с историческими сведениями позволяют поставить вопрос о времени формирования казахской народности. Совершенно очевидно, что время возникновения казахской народности нельзя отожествлять со временем появления исторических сведений о тех или других племенах, из состава которых складывалась казахская народность. Ряд этих племен имеет весьма древнюю историю (например, уйсуны, отожествляемые с древними усунями, канглы, дулаты и др.).
Основное в определении народности — язык. Памятников казахского языка сохранилось очень немного, так как до середины XIX в. казахи не имели своей письменности. Материалы, исходившие от казахской знати начала XIX в., написаны на староузбекском языке. Одним из важнейших источников для истории казахского языка является так называемый словарь половецкого языка (Codex comanicus) ХШ — начала XIV в. Но этот словарь является источником для изучения не только казахского, но в той же мере и узбекского и кара-калпакского языков. Это памятник еще, недиференцированого кипчакского языка, элементы которого вошли в структуру большинства языков тюркских среднеазиатских народов.
Образование казахского языка, как языка особой национальности, отличной от других среднеазиатских народов, могло произойти лишь в процессе формирования хозяйственных, социальных и политических особенностей быта казахов.
Позднее происхождение казахской народности подтверждается и историческими памятниками. Еще в начале XVI в. современники смешивали узбеков и казахов и считали их родственными друг другу. Когда в 1509-1510 гг. узбекский хан Шейбани решил объявить казахам «священную войну», «газават», это решение вызвало спор среди приближенных Шейбани. Рузбехан говорил: «Казахи вам близки, происхождение общее, они теперь занимают по наследству владения ваших предков». Убейдулла-султан также не отрицал общности происхождения казахов и узбеков, но говорил, что «предыдущие войны между нами и казахами не оставили места для родственных отношений. Мы теперь враги друг другу».
В исторических памятниках был распространен термин «узбеки-казахи» и нередко в повествовании о казахах они назывались узбеками. Обособление казахов в культурном, общественном и хозяйственном отношении от других среднеазиатских народностей, и прежде всего от узбеков, происходило в конце XV и XVI в. К этому времени с большой степенью вероятности и следует отнести формирование казахской народности. Уточнить же этот вопрос может только дальнейшее изучение источников, значительная часть которых еще не переведена и даже не обнародована.
- Социально-экономические и политические условия обособления казахской народности... 15-16 века...
М. Вяткин
Очерки по истории Казахстана
1941
Letzte Kommentare
Artikel
Fotos
Eigene Seiten