Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 1

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,550
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Звено в цепиПечать

Заметки о встречах в Азербайджане

Увы, после разговора в Министерстве внутренних дел радужное настроение как-то поувяло. Оказывается, очень приятные, со вкусом и старанием отделанные безалкогольные кафе, которые показал мне заместитель председателя республиканского Общества борьбы за трезвость Азер Меджидович Джафаров, пока не делают погоды в борьбе за здоровый образ жизни города.

Азербайджан проблема с алкоголизмом и наркоманией, какие меры принимаются

Начальник отдела охраны общественного порядка МВД АзССР полковник милиции Вагиф Джавадович Мусаев не скрывал озабоченности. В первом квартале 1987 года число объектов общественного питания, торгующих вином, значительно увеличилось — в целом по республике примерно на тридцать процентов. И уже появилась тенденция к росту числа совершенных в пьяном состоянии преступлений. «Факт этот нас тревожит, — говорил он. — Мы готовим по этому поводу представление в Совет Министров республики».

Невольно подумалось: а какова тут позиция Общества борьбы за трезвость? Похоже, его актив пока больше склонен любоваться тем, что делается во благо, и не спешит к реализации своей функции борца.

Пассивно Общество и по отношению к наркомании. Известно здесь лишь общее положение: «Азербайджан — республика традиционно непитейная, зато с употреблением наркотиков... да, бывает».

Увы, начальник отдела по борьбе с наркоманией МВД республики Исрафия Измайлович Алиев тоже не берется достоверно определить размеры этой беды. «На учете — мизер! — Он с некоторым даже пренебрежением махнул рукой. — Дело в том, что факт употребления наркотика уже через несколько часов после приема невозможно доказать с несомненностью без специального аппарата...»

Проблемой озабочены не только работники МВД. Подключились ученые медики. На базе республиканского наркологического диспансера создается лаборатория по разработке тестов для определения в организме наркотических веществ, по созданию специальной аппаратуры. Дело начато. Но до завершения его далеко. На пути немало административных трудностей и бюрократических рогаток...

А пока медики пытаются выявить зараженных недугом наркомании в среде молодежи путем диспансеризации. Она проходит с обязательным участием наркологов. Каждый, кто вызвал подозрение, подвергается более тщательной проверке, иных ставят и на профилактический учет, предполагающий специальное наблюдение.

Прицельная диспансеризация учащихся ПТУ в городе Сумгаите и части учащихся ПТУ в Баку выявила: работа обязательна во всех учебных заведениях республики...

Работа огромная, и обидно думать: насколько можно было бы ускорить, упростить, сделать более надежными способы обнаружения зла, если бы специалисты народного образования, здравоохранения и общественного порядка имели в своем распоряжении необходимое оборудование. Кстати, в США оно стоит всего два-три десятка долларов!

А что же все-таки Общество борьбы за трезвость? Какую реальную роль оно играет в борьбе за оздоровление жизни от всяческой одурманивающей скверны?

Ответственный секретарь Общества Азизбековского района Задиг Мустафаев рассказывал:

— Создали специальную комиссию и проверили, как на предприятиях реагируют на представления отдела внутренних дел по поводу нарушения общественного порядка. Оказалось, из ста представлений восемьдесят остаются без всякого ответа. Тогда мы высказали претензию в адрес начальника РОВД, который не интересуется судьбой собственных представлений. Положение сразу радикально изменилось: ни одна организация не оставляет без внимания те материалы, которые поступают на пьяниц. Конечно, это только начальные шаги. В ближайшее время будем анализировать, что конкретно стоит за каждым сообщением: «Меры приняты».

Думается, опыт этот примечателен. Общество находит собственную роль в казалось бы отлаженных взаимоотношениях между другими организациями.

В гостях у муз

Разумеется, это не открытие: высокое искусство — могучая сила, оздоровляющая человеческий дух. Именно высокое искусство, а, скажем, не тот низкопробный музыкальный «кайф», которым так часто наполняют «культурный досуг».

Администратор докладывал директору филармонии неутешительную сводку: «Вчера было семьдесят слушателей. Сегодня пятьдесят». А речь шла о выступлениях лауреата международных конкурсов Дмитрия Башкирова и прекрасного коллектива — Государственного симфонического оркестра АзССР. В программе Шуберт, Шопен, Бетховен... Помнится, по дороге на концерт спросила у двух молодых девушек, одетых по последней моде, как лучше пройти к филармонии. Переглянулись, пожали плечиками. «Вы туда не ходите?» Ответили со странным смешком: «Нет, туда мы не ходим...» Оказалось, студентки Нефтяного института.

Довелось быть на вечере, посвященном 90-летию замечательной певицы, гордости Азербайджанской оперы Шовкет Мамедовой. Прекрасные голоса молодых артисток Елены Зеленской и Рены Абдуллаевой убеждали: в театре зреют новые силы. В концерте принимали участие и выдающиеся певицы — народная артистка республики, лауреат конкурса имени Чайковского Хураман Касымова и народная артистка республики, лауреат премии имени Ленинского комсомола Фидан Касымова. (Сестрам Касымовым рукоплескали в залах Швеции, Италии, Греции, Испании. В минувшем сезоне с исключительным успехом прошел концерт Фидан Касымовой в Большом зале Московской консерватории.) Странно было видеть, что в Баку выступление звезд отнюдь не вызывало интереса. В зале множество пустых мест...

Как и почему случилось, что в городе с богатыми культурными и музыкальными традициями потребность в общении с классической музыкой снизилась.

Интеллигенты солидного возраста сетуют, вспоминают былые годы, когда не быть на некоторых концертах считалось просто неприличным. Помимо прочего, посещать филармонию было делом престижа. Но не о том речь. Думается, скажем, что у интеллигенции, тем более творческой, есть долг — своим примером вести людей к большой культуре, к источникам подлинной духовности. Ведь доросло же общественное сознание до того, чтобы встать на защиту памятников старины. Не в подобной ли «защите» нуждается сегодня классическое музыкальное наследие?

Еще один мощный источник духовности — театр. Кажется, Баку спешно готовится к театральному ренессансу. Стройки, стройки... И то сказать, в последние годы положение с театрами стало уже не просто критическим, а катастрофическим. Но вот недавно после ремонта возобновил работу Академический драматический театр имени Самеда Вургуна. Возвращается в отремонтированное здание Театр музыкальной комедии.

А у Театра оперы и балета имени Гаджибекова история трагическая. Три года шел ремонт; когда он был почти завершен, театр по чьему-то недосмотру сгорел. И вот коллектив в течение пяти лет фактически в простое. Пытались добиться права ставить балетные спектакли во Дворце культуры имени В. И. Ленина. Но там «свой план», а в нем, главным образом, «доходная» эстрада.

Хождение по мукам Бакинского оперного театра подходит к концу — театр обретает кров. Но кто же все-таки в ответе за то, что в республике выросло целое поколение, не знающее оперного искусства?

Боль наша - школа

Пропагандисты изобразительного искусства — работники музея в Баку — свидетельствуют: «В школах нас не жалуют. Иногда без всякого энтузиазма принимают, а часто отказываются от лекций наотрез, хоть они и бесплатные. За дружбу с нами с них не спрашивают, мы им не нужны...»

Свидетельствуют пропагандисты музыки — администраторы музыкальных театров и филармонии: «Школьные абонементы распространяем, а слушателей не обретаем. Держатели абонементов к нам не приходят».

Свидетельствуют педагоги, преподаватели музыкальных школ: «Администрация общеобразовательных школ не проявляет интереса к содружеству с нами».

А ведь закон о реформе школы предписывает и эстетическое воспитание, и всестороннее духовное развитие ребят. Да что толку, если вся система способствует тому, чтобы закон не выполнялся.

О том, что реформа «буксует», сказано уже на самом высоком уровне. Она буксует и из-за чьей-то нерадивости и косности, и оттого, что не по той колее движется. Ведь школа пока что от реформы получает не отдачу, а мучительную задачу со сплошными неизвестными. Как решить вопрос компьютерной грамотности без компьютеров? Как организовать для шестилеток все надлежащие условия, включая спальни? Как поднять качество обучения без новых программ, учебников?

В разных регионах к этому набору неизвестных добавляются свои. В Азербайджане, скажем, такой:

— В нашей республике нет дефицита рабочей силы, наоборот, у нас ее избыток,— рассказывает министр просвещения Кямран Набиевич Рагимов. — Предприятия не заинтересованы в подготовке для себя рабочих кадров. А в условиях хозрасчета тем более не хотят тратить время на обучение школьников.

Проблема учительских кадров здесь тоже выглядит своеобразно.

— В количественном отношении все благополучно, — объясняет министр. — Но качество... В прошлом году провели аттестацию и отстранили шестьсот учителей. В этом году продолжим аттестацию. Думается, при этом надо проверять не только специальную подготовку учителя, но и его общий культурный уровень, духовное развитие.

Мысль, конечно, верная. И все же в действительности обратиться к эстетическому и нравственному воспитанию, к духовному развитию детей здесь и во всей стране школа сможет лишь тогда, когда встанет на путь действительной реформы, а не ее суррогата, который пока что только осложнил ситуацию.

Однако значит ли это, что, покуда не совершилась коренная реформа народного образования, можно, тихо сокрушаясь и ссылаясь на объективные причины, мириться с тем, что на шлягеры рвутся тысячи, а сонаты Бетховена лучшие музыканты исполняют для пустых залов? Значит ли это, что со школы вовсе нет спроса за бездуховность молодежи? Да и Обществу борьбы за трезвость неужели невдомек, что и школа, и филармония, и музей искусств — все это по его ведомству, ибо один концерт Баха, исполненный не для стульев, а для слушателей, тем более юных, стоит не меньше десятка лекций о пагубности зеленого змия.

Добрые всходы

Магазин цветов на Площади фонтанов примечателен и сам по себе — прелестью «товаров» и изяществом интерьера. Но здесь случилась у меня очень интересная встреча. Оказалось — с новым явлением жизни. В магазине цветов — выставка. Живопись, скульптура, фотоэтюды и даже стихи — все составило единую экспозицию. Абстрактные композиции, символика, импрессионизм. Одно понравилось, другое «не показалось». А вот лица молодых хозяев выставки понравились все без исключения.

Рассказали: ассоциация творческой молодежи возникла весной 1986 года. Она стремится к развитию новых направлений, к синтезу искусств. Главная цель — становление личности, ее полное самовыражение, повышение духовного уровня народа.

Новое, неформальное объединение поддержали главный художник города Рагим Сейфуллаев и заведующий отделом пропаганды ЦК комсомола Азербайджана Ширзад Эфендиев. Но трудностей еше хватает. Это и равнодушие, недоверие, а то и враждебность к творческим исканиям молодых.

Заместитель председателя Ассоциации молодой искусствовед Тогрул Эфендиев рассказал: у них на счету уже немало интересных дел. Не найдя взаимопонимания с Союзом художников, провели несколько выставок в Союзе архитекторов; в филармонии устроили выставку и концерт молодых композиторов; начали проводить выставки-продажи картин на открытом воздухе, у Девичьей башни. Сделаны шаги и в пропаганде лучшего из наследия. Ассоциация организовала выставку художника Саттара Бахлулзаде из частных коллекций. Этот замечательный художник, воспевший родной край в удивительных пейзажах, не был отмечен ни титулами, ни званиями. «Творчество Саттара Бахлулзаде еще недостаточно открыто народу, — говорил Тогрул. — Но ему предстоит войти в сокровищницу мировой культуры и стать нашей национальной гордостью. Мы собираемся организовать еще одну выставку Саттара, представить на ней намного больше работ, чем на первой».

Баку и Азербайджан - 1987 год, как тогда жили люди?

Молодежь мечтает обрести свой дом. Показали место, где среди фруктовых деревьев они хотели бы построить здание. Разумеется, по собственному проекту и своими силами. Это будет Центр творческой молодежи, ее Парнас...

Со студенткой-дипломницей отделения журналистики Джанат Сеидовой судьба тоже свела случайно. Джанат пишет диплом на тему о действенности антиалкогольной пропаганды, ведущейся на страницах республиканской печати. Каюсь, поначалу заподозрила: «Выбрала модную тему». Ошиблась. Эта тема для Джанат выношенная. Она не раз выступала в печати в защиту здорового бытия. Это человек горячей убежденности.

Мы долго сидели с Джанат в тишине и прохладе чайханы, Джанат говорила о пути к духовному совершенству, который открыла для себя и мечтает открыть другим. Подумалось: Обществу борьбы за трезвость надо бы более энергично привлекать к своей деятельности таких людей, создавать актив подлинных энтузиастов.

Вспоминаются лица — целая череда хороших молодых лиц... Все-таки духовная почва не пересохла. Идет славная, свежая поросль. Только бы не допустить градобития!

Г. Могилевская
1987 год

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.15 секунд - 34 Запросов
6,159,406 уникальных посетителей