Корабли и волны
- 12 Mar 2025
- Автотранспорт
- 17 Прочтений
- 0 Комментариев
Почему тонут корабли
Люди любят морские круизы. Но, заходя на океанский лайнер, никто почему-то не задумывается о том, что из путешествия можно и не вернуться.
До сих пор в мире каждый год происходит несколько тысяч кораблекрушений.
«И тут я вижу: по правому борту - водяная стена. Метров пятьдесят! А вокруг - ни ветерка, и вдруг такое. Как нас поднимет в воздух, как бросит, все затрещало...» Еще совсем недавно ученые не обращали внимания на такие рассказы моряков, относя их на счет разыгравшегося воображения
Волны-убийцы
Даже современный корабль, построенный из сверхпрочных материалов и напичканный электроникой, не застрахован от катастрофы.
Недавно спутники Европейского космического агентства обнаружили в разных районах мирового океана более десятка волн-убийц - одиноких гигантских водяных валов высотой до 30 метров. При этом, по статистике, в серии волн каждая 23-я волна вдвое больше предыдущих, одна утроенная приходится на 1175 волн, а учетверенная - на 300 000. То есть вероятность появления огромной одиночной волны практически равна нулю. Откуда же они берутся?
Согласно первой гипотезе, волна-гигант может получиться при интерференции двух волн, встретившихся в одной фазе. Это происходит, когда волна огибает с двух сторон какой-нибудь островок: в точке встречи возникает одиночная, недолговечная, но чрезвычайно мощная суммарная волна.
По второй гипотезе, «родители» волн-убийц — цунами. Вообще-то цунами в океане вполне безопасны: их высота — метр-полтора. И только на подходе к берегу из-за мелководья волна вырастает до катастрофических размеров. Отчего же могут резко возрасти размеры волны-цунами вдали от берега? Из-за так называемой банки — столообразного поднятия морского дна.
Мертвая зыбь
Волны-убийцы - не единственный сюрприз, которого следует ждать от «большой воды». Мертвая зыбь - вот настоящий ужас капитанов. Мертвой ее называют потому, что она возникает в безветренную погоду. Ветер поднимает волну и стихает, а волны по инерции катятся по океану. Когда две серии волн, возникшие таким образом в разных местах, встречаются и как бы наслаиваются друг на друга, образуются «стоячие» волны с большой крутизной.
В семидесятых годах прошлого века произошла серия катастроф с сухогрузами одного типа. У всех пострадавших судов на палубе имелся большой квадратный люк. Когда нос и корма судна оказывались на гребнях соседних волн, середина «провисала», и корпус вместе с люком слегка изгибался. Затем люк резко распрямлялся и вылетал вверх, как пробка из-под шампанского. Вода, перекатываясь через палубу, заливала трюм, ломая переборки, и корабль моментально шел ко дну.
Волны в мировом океане
Цунами. В открытом океане корабль цунами не чувствует. Но когда цунами докатывается до береговой отмели, оно вырастает до 5-10 м, вспенивается и набегает на берег со скоростью курьерского поезда, от которого убежать невозможно. Система предупреждения о цунами основывается на «звуковом канале» - области сверхдальнего распространения звуковых волн. Так называют слой воды, начинающийся в 100 м от поверхности и достигающий 900 м в глубину. По этому каналу звук, почти не затухая, может распространяться на тысячи километров со скоростью примерно 1500 м/с. Цунами же может развивать скорость «лишь» до 250 м/с.
Получив предупреждение о надвигающейся волне, все пришвартованные в портах суда стремятся уйти как можно дальше в море: там безопаснее.
Когда цунами перекатывает через банку (отмель) или входит в полосу прибрежного мелководья, гигантская масса воды образует огромную быстродвижущуюся (от 50 до 1000 км/ч) волну высотой до 50 метров
Цунами в открытом океане
Цунами превращается в легендарную одиночную волну-убийцу
Что делать капитану, чтобы избежать катастрофы, если длина морской волны приближается к длине судна и возникла угроза вывешивания?
Увеличить длину морской волны! То есть изменить угол атаки волн, идя не перпендикулярно фронту волны, а наискосок. Тогда расстояние между гребнями волн, преодолеваемое кораблем, возрастет. Что аналогично увеличению длины волны.
Однако увеличивать ее длину до бесконечности, поворачиваясь к волне строго боком, тоже не стоит.
В таком положении судно может просто-напросто перевернуться, либо его может залить той же набегающей волной.
В воде огромный корабль не имеет веса: его вес уравновешивается выталкивающей силой Архимеда. Но как только часть корабля вывешивается в воздух, все его водоизмещение, равное сотням тысяч тонн, мгновенно превращается в «живой вес». Который и переламывает судно.
Одна из самых часто встречающихся океанских волн - 200-метровая. Ее высота около 7 метров. То есть если корабль имеет осадку меньше 7 метров, он вывешивается на двух волнах. Можно было бы, конечно, сделать осадку корабля побольше, но тогда сухогруз не войдет ни в один порт и не пройдет ни по одному каналу
Александр Никонов
***
Letzte Kommentare
Artikel
Fotos
Eigene Seiten