Сейчас на сайте

> Гостей: 3

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,548
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Корабли и волныПечать

Почему тонут корабли

Люди любят морские круизы. Но, заходя на океанский лайнер, никто почему-то не задумывается о том, что из путешествия можно и не вернуться.
До сих пор в мире каждый год происходит несколько тысяч кораблекрушений.

«И тут я вижу: по правому борту - водяная стена. Метров пятьдесят! А вокруг - ни ветерка, и вдруг такое. Как нас поднимет в воздух, как бросит, все затрещало...» Еще совсем недавно ученые не обращали внимания на такие рассказы моряков, относя их на счет разыгравшегося воображения

Волны-убийцы

Даже современный корабль, построенный из сверхпрочных материалов и напичканный электроникой, не застрахован от катастрофы.

Кораблекрушения и волны-убийцы в океане

Недавно спутники Европейского космического агентства обнаружили в разных районах мирового океана более десятка волн-убийц - одиноких гигантских водяных валов высотой до 30 метров. При этом, по статистике, в серии волн каждая 23-я волна вдвое больше предыдущих, одна утроенная приходится на 1175 волн, а учетверенная - на 300 000. То есть вероятность появления огромной одиночной волны практически равна нулю. Откуда же они берутся?

Согласно первой гипотезе, волна-гигант может получиться при интерференции двух волн, встретившихся в одной фазе. Это происходит, когда волна огибает с двух сторон какой-нибудь островок: в точке встречи возникает одиночная, недолговечная, но чрезвычайно мощная суммарная волна.

По второй гипотезе, «родители» волн-убийц — цунами. Вообще-то цунами в океане вполне безопасны: их высота — метр-полтора. И только на подходе к берегу из-за мелководья волна вырастает до катастрофических размеров. Отчего же могут резко возрасти размеры волны-цунами вдали от берега? Из-за так называемой банки — столообразного поднятия морского дна.

Мертвая зыбь

Волны-убийцы - не единственный сюрприз, которого следует ждать от «большой воды». Мертвая зыбь - вот настоящий ужас капитанов. Мертвой ее называют потому, что она возникает в безветренную погоду. Ветер поднимает волну и стихает, а волны по инерции катятся по океану. Когда две серии волн, возникшие таким образом в разных местах, встречаются и как бы наслаиваются друг на друга, образуются «стоячие» волны с большой крутизной.

В семидесятых годах прошлого века произошла серия катастроф с сухогрузами одного типа. У всех пострадавших судов на палубе имелся большой квадратный люк. Когда нос и корма судна оказывались на гребнях соседних волн, середина «провисала», и корпус вместе с люком слегка изгибался. Затем люк резко распрямлялся и вылетал вверх, как пробка из-под шампанского. Вода, перекатываясь через палубу, заливала трюм, ломая переборки, и корабль моментально шел ко дну.

Волны в мировом океане

Цунами. В открытом океане корабль цунами не чувствует. Но когда цунами докатывается до береговой отмели, оно вырастает до 5-10 м, вспенивается и набегает на берег со скоростью курьерского поезда, от которого убежать невозможно. Система предупреждения о цунами основывается на «звуковом канале» - области сверхдальнего распространения звуковых волн. Так называют слой воды, начинающийся в 100 м от поверхности и достигающий 900 м в глубину. По этому каналу звук, почти не затухая, может распространяться на тысячи километров со скоростью примерно 1500 м/с. Цунами же может развивать скорость «лишь» до 250 м/с.

Получив предупреждение о надвигающейся волне, все пришвартованные в портах суда стремятся уйти как можно дальше в море: там безопаснее.

Когда цунами перекатывает через банку (отмель) или входит в полосу прибрежного мелководья, гигантская масса воды образует огромную быстродвижущуюся (от 50 до 1000 км/ч) волну высотой до 50 метров

Цунами в открытом океане

Цунами превращается в легендарную одиночную волну-убийцу

Как зарождается цунами и мертвая зыбь в океане

Что делать капитану, чтобы избежать катастрофы, если длина морской волны приближается к длине судна и возникла угроза вывешивания?

Увеличить длину морской волны! То есть изменить угол атаки волн, идя не перпендикулярно фронту волны, а наискосок. Тогда расстояние между гребнями волн, преодолеваемое кораблем, возрастет. Что аналогично увеличению длины волны.

Однако увеличивать ее длину до бесконечности, поворачиваясь к волне строго боком, тоже не стоит.

В таком положении судно может просто-напросто перевернуться, либо его может залить той же набегающей волной.

В воде огромный корабль не имеет веса: его вес уравновешивается выталкивающей силой Архимеда. Но как только часть корабля вывешивается в воздух, все его водоизмещение, равное сотням тысяч тонн, мгновенно превращается в «живой вес». Который и переламывает судно.

Одна из самых часто встречающихся океанских волн - 200-метровая. Ее высота около 7 метров. То есть если корабль имеет осадку меньше 7 метров, он вывешивается на двух волнах. Можно было бы, конечно, сделать осадку корабля побольше, но тогда сухогруз не войдет ни в один порт и не пройдет ни по одному каналу

Александр Никонов

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.10 секунд - 34 Запросов
6,380,838 уникальных посетителей