Всё о проекторах - что вам надо?
- 24 Jul 2025
- Проекторы и Домашние кинотеатры
- 34 Прочтений
- 0 Комментариев
Проекторы для любых задач
Выбирая мультимедийный проектор, нужно четко понимать, каким целям он будет служить. Нужен ли он для проведения выездных презентаций либо большую часть времени аппарат будет висеть на одном месте в конференц-зале? Предстоит ли ему проецировать сложную графику, не терпяшую искажений, видео или только слайды презентаций? Сколько часов ему придется работать — один час в неделю или несколько часов в день? Наконец, в каких условиях его будут эксплуатировать — при сильном ли внешнем освещении или в затемнении, в чистых помещениях или в запыленных и задымленных залах?
Опять же, некоторые специфические условия могут потребовать от проектора неординарных умений или дополнительных функций — это тоже нужно учесть.
Конечно, большинство проекторов в определенной степени «универсальны»: портативный проектор можно использовать как стационарный, повесив его под потолком, а инсталляционный — перевозить на машине из одного офиса в другой, и оба они справятся с показом как видео, так и статичной картинки (другой вопрос, насколько хорошо у них это получится и удобно ли будет с ними работать в таких условиях). Но при ближайшем рассмотрении видно, что часть из них ориентирована на некоторую конкретную область применения — будь то мобильные презентации, использование в сфере образования или развлечения, работа с широкоформатными источниками изображения в хорошо освещенном зале... Из множества характеристик и функций складывается определенный профиль проектора, его основное поле деятельности.
Поэтому мы попытаемся рассказать о том, какими чертами обладают проекторы для тех или иных задач и какие дополнительные полезные функции и умения можно встретить у этих аппаратов, а также о некоторых «частных» случаях, для которых потребуются проекторы с особыми свойствами.
Мобильные презентации
Такие проекторы принято называть ультрапортативными. Их основные достоинства — легкость и малые размеры. Такие аппараты весят 1,5-3 кг, но сейчас появляются образцы весом менее килограмма. Есть, правда, и оборотная сторона медали — маленький корпус накладывает ограничения на мощность проектора. В среднем световой поток ультрапортативных проекторов составляет 1500-3000 ANSI-Lm. Поэтому не всегда они могут справиться с показом в помещениях с сильной засветкой.
Работа мобильных проекторов сопряжена не только с постоянными переездами, но и со сменой «декораций». Удобно, если аппарат при этом быстро подстраивается под новые условия, поэтому не лишней будет функция автонастройки: коррекция «трапеции», фокусировки и других параметров.
При всем разнообразии дизайна мобильных моделей отдельно стоит рассказать о так называемых ультратонких проекторах. Это устройства с плоским корпусом и с малыми линейными размерами (обычно DLP-аппараты). В такой конструкции есть резон — тонкий аппарат можно просто положить в одну сумку с ноутбуком или в дипломат между папок с документами. Встречаются такие аппараты далеко не у всех производителей, но есть у Casio и InFocus.
Профессиональные разъемы, как правило, таким аппаратам не нужны, в основном они должны уметь принимать сигнал от ПК, видеотехники. LAN-порт (RJ-45) у портативных проекторов тоже редкость, причем некоторые модели позволяют не только дистанционно управлять устройством через этот порт, но и передавать изображение по локальной сети. Такая функция, среди прочего, предусмотрена у Sony VPL-CX125/155. Сетевым разъемом RS-232C переносные аппараты также снабжают, но используют его нечасто. Другое дело — USB-порт. Он есть не у каждой модели, но может оказаться весьма полезным. Например, если презентация достаточно простая, ее загружают на USB-накопитель и позже уже на месте проецируют материалы с него, не подключая компьютер. В этом случае достаточно взять в поездку проектор и «флэшку», ноутбук можно оставить дома. Через этот же порт подключают документ-камеры, фотографирующие документы и пересылающие в проектор их цифровые изображения. В качестве примера проекторов с USB-портом и поддержкой упомянутых функций приведем модели от Casio серии XJ-S и Epson ЕМР-1825 или EB-G5000.
В последнее время стали появляться аппараты, которые могут по USB-кабелю принимать видеосигнал и звук. Ранее эту технологию применяли для передачи изображения и аудиосигнала на мониторы, теперь же очередь дошла и до проекционного оборудования. Такие модели есть у ряда компаний: у InFocus они представлены новой серией портативных аппаратов IN 1100, у Epson — проекторами ЕМР-1800, ЕВ-1700 и EB-G5000.
Во многих линейках мобильных проекторов есть модели, способные получать сигнал через беспроводное соединение. Одни аппараты требуют для этого подключения внешнего Wi-Fi-модуля через порт USB (например Epson ЕВ-1725/1735W, Sanyo PLC-XU87/84), другие оборудованы встроенным модулем (Sanyo PLC- WXU30 и PLC-XU88). Наконец, переносные проекторы нуждаются в дополнительной защите. Эти устройства легкие, их довольно просто украсть. Поэтому их обычно снабжают портом Kensington (как и ноутбуки) либо специальной скобой для крепления троса.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос выбора проектора той или иной технологии. Как и в других сегментах проекционного оборудования, рынок сейчас в основном поделен между моделями на основе технологий DLP и 3LCD (есть еще LCoS, во многом схожая с 3LCD, но доля таких аппаратов пока невелика).
DLP-проекторы обычно имеют меньшие габариты и вес, чем 3LCD-модели. Однако яркость одночиповых DLP-устройств (а именно такие применяются в сегменте портативных проекторов) несколько ниже, чем у 3LCD-aппaратов при равной мощности ламп. Дело в том, что луч света в DLP- проекторе проходит через цветовое колесо, при этом, если сектор не задействован, часть света поглощается и на экран не попадает. Для увеличения части светового потока, достигающего экрана, в цветовое колесо портативных аппаратов иногда добавляют прозрачный сегмент. Однако в этом случае снижается доля света, проходящего через цветные секторы, и краски на картинке могут быть чуть тусклее. Зато высока контрастность, ведь микрозеркала либо способны отражать свет на экран, либо нет, и на черные участки картинки он не поступает вообще.
У 3LCD-проекторов свет проходит через ЖК-панели, не «теряясь» по пути к экрану, картинка ярче и красочнее. Правда, лучу тут деться некуда, поэтому даже на черные участки картинки будет попадать некоторое его количество. Контрастность у 3LCD-аппаратов, как правило, в разы ниже, чем у их микрозеркальных коллег (хотя сейчас уже начали появляться 3LCD- проекторы для бизнеса, не уступающие DLP по контрастности). Впрочем, для презентационного проектора этот показатель вторичен по сравнению с показателем светового потока. Но есть у этих проекторов и другие «слабые места». ЖК-панели со временем тускнеют, картинка становится более блеклой (хотя в последнее время «живучесть» 3LCD-проектopoв значительно увеличилась). Да и весят эти аппараты больше.
В сегменте ультрапортативных проекторов встречаются также аппараты на основе технологии LED. Едва ли их можно противопоставлять 3LCD- и DLP-устройствам, поскольку LED-проекторы отличаются от них вовсе не технологией передачи цвета, а источником света. В данном случае его обеспечивают не лампы, а светодиоды — Light Emitting Diode, или в сокращенном варианте LED. У этого источника света есть как «плюсы», так и «минусы». Светодиоды неприхотливы, не требуют мощной системы вентиляции, потребляют крайне мало энергии, служат долго — на порядок дольше ламп высокого давления. Исходя из того, что проектор едва ли работает круглосуточно, эти устройства можно назвать вечными — к тому моменту, как светодиоды погаснут, пройдет столько лет, что проектор будет проще выбросить и купить новую модель. Кроме того, LED- аппараты — рекордсмены в легком весе. Они уже преодолели рубеж 1 кг, и постоянно уменьшают свой вес. До нуля еще далеко, но недавний выход в свет проектора Toshiba весом в 100 г показывает, что производители на достигнутом не останавливаются. Такие устройства можно класть не то что в сумку, но даже в карман.
Но есть и недостаток, причем столь серьезный, что пренебречь им нельзя. У LED-проекторов очень слабый световой поток — если сравнивать с другими аппаратами, то иногда в десятки раз меньше. О показе в освещенном помещении и речи нет, потребуется затемнение. Из-за такой «слабости» многие специалисты сейчас склонны воспринимать LED-проекторы как игрушки, но не как серьезных конкурентов более мощным DLP- и SLCD-моделям. Другие, в свою очередь, полагают, что LED-технология перспективна, и, если удастся добиться высокого светового потока от светодиодов, эти проекторы на рынке ультрапортативных аппаратов потеснят старших собратьев. На данный момент LED-проекторы распространены мало, в России их производят лишь несколько компаний, например LG Electronics (HS-102).
Для стационарного использования
Четкого определения, что же считать стационарным инсталляционным проектором, а что — портативным, пока нет. Даже классификации самих производителей в этом плане различны — кто-то относит модели весом 6-8 кг к инсталляционным, кто-то такие же по параметрам аппараты считает портативными, а вот стационарными — уже 15-килограммовые образцы. Конечно, «портативность» модели весом около 10 кг условна — такой аппарат в сумку не положишь, его нужно везти на машине. Скорее это своеобразный «средний» класс проекторов, уступающих по цене тяжелым многоламповым аппаратам, но поддерживающих достаточно высокую мощность, сравнимую с мощностью некоторых стационарных моделей.
Характерная черта инсталляционных устройств — наличие сменной оптики. Такой проектор допускает замену объектива на тот, который больше подходит для показа в конкретных условиях. В результате стационарные аппараты более универсальные в отличие от портативных, поскольку их легко адаптировать к работе на большом расстоянии от экрана или, наоборот, в непосредственной близости от него. Сменные объективы обычно не входят в стандартный комплект поставки, их приобретают отдельно. Для каждого проектора или серии моделей предусмотрен свой набор объективов, их число может достигать десяти и более вариантов — для выполнения конкретных задач.
В классе инсталляционных проекторов «средней» весовой категории весьма распространены 3LCD-устройства: благодаря тому что их фактическая яркость выше, чем у DLP-моделей с такой же лампой, эти аппараты могут обеспечивать световой поток до 6000 ANSI-Lm с применением одной лампы. DLP-модели для достижения такой же мощности требуют, как правило, двух ламп, что отражается на стоимости устройств. В свою очередь, двухламповые проекторы позволяют более экономно тратить ресурс ламп (как правило, в этих аппаратах предусмотрен режим показа с помощью одной лампы — для случаев, когда не нужна полная яркость, и переключатель ламп, для равномерного расхода ресурса, чтобы обе лампы работали примерно равное время).
В классе «тяжелых» инсталляционных аппаратов наличие нескольких ламп — привычная картина. Причем многоламповые модели в равной мере применяются среди и DLP-, и 3LCD-aппaратов, световой поток некоторых образцов может превышать 10 000 ANSI-Lm (так, в линейке проекторов Sanyo есть модель PLC- XF47, четырехламповый 3LCD-aппapaт со световым потоком 15 000 ANSI-Lm, у Panasonic — четырехламповые DLP- модели серии PT-D12000E мощностью 12 000 ANSI-Lm). Кроме того, в этом сегменте DLP-устройства качественно меняются благодаря применению трех чипов DMD вместо одного. Такие характерные недостатки DLP-технологии, как «эффект радуги», мерцание или снижение яркости, у трехчиповых моделей не наблюдаются. Зато остаются все положительные стороны — контрастность картинки, долговечность оборудования. Такие модели стоят дорого, их производят немногие компании. Не так давно Sharp выпустила первую свою трехчиповую модель — Sharp XG-P610X, двухламповый DLP-проектор со световым потоком 6000 ANSI-Lm. Есть подобные модели и у других производителей — например у Panasonic.
Инсталляционные проекторы имеют ряд черт, отличающих их от более легких собратьев. В первую очередь это мощный световой поток. Из других преимуществ — большие коммуникативные возможности. Стационарные модели оснащают не только стандартным набором из VGA, RCA, S-Video и DVI, но и профессиональными разъемами BNCx5, компонентным RCAx3. Нередко такие проекторы оборудуют дополнительно гнездами для проводного подключения пульта — для подстраховки на случай, если по каким-то причинам сигналы ИК-излучателя пульта не будут достигать аппарата.
Инсталляционные модели также более гибко подстраиваются под окружающие условия, чем портативные аппараты. К примеру, меньше зависят от положения относительно экрана. Если переносное устройство обычно требует установки строго по оси проекции, то большинство стационарных и «средних» проекторов могут быть размещены с отклонением от оси. Для этого в них предусмотрена функция сдвига объектива, известная как Lens Shift. Проекцию свободно перемещают по горизонтали и вертикали, в то время как сам аппарат остается неподвижным. И хотя эта функция применяется лишь при первой настройке проектора после его установки перед экраном, она может стать настоящим спасением, если по каким-то причинам (например, из-за особенностей конструкции потолка или интерьера зала) аппарат нельзя расположить точно напротив экрана. Коррекция «трапеции», конечно, также может помочь, но качество изображения при ее использовании несколько снизится. Большинство стационарных проекторов поддерживают коррекцию трапецеидальных искажений не только по вертикали, но и по горизонтали — в отличие от портативных аппаратов, среди которых образцы с горизонтальной коррекцией «трапеции» встречаются редко.
Объектив инсталляционных моделей, как правило, моторизованный, настройки фокусировки, оптического зума и сдвига линз производятся с пульта. Стационарные проекторы часто подвешивают под потолком. В таких условиях контролировать состояние аппарата затруднительно — не бегать же каждый раз за стремянкой. Для облегчения диагностики проекторов без прямого контакта, их обычно снабжают портом RJ-45 (также известном как LAN). Это разъем для подключения к локальной сети, он позволяет управлять аппаратом дистанционно, используя для этого сетевой кабель. Причем администратор может находиться в другом помещении. У проектора есть свой сетевой адрес (указан в руководстве), при вызове этого адреса в окошке браузера открывается web-страница аппарата, с помощью которой настраивают параметры проектора, включают и выключают его, следят за его исправностью, ресурсом ламп и фильтра. Некоторые производители выпускают специальное ПО для дистанционного контроля по сети. Часто с помощью одной программы управляют несколькими устройствами, и вся информация об их состоянии поступает на один ПК.
Отдельные аппараты умеют оповещать администратора о неисправностях по e-mail. Ряд моделей поддерживает не только дистанционное управление, но и передачу видеосигнала по локальной сети. К сожалению, сейчас таких проекторов немного. Для сетевого контроля работы проектора служит и разъем RS- 232С, который также часто применяют для управления группой проекторов. Как и портативные аппараты, некоторые инсталляционные модели могут принимать сигнал через Wi-Fi-соединение.
Частные случаи
Широкий формат
Большинство проекторов для бизнеса сейчас имеют разрешение XGA (1024x768), поддерживающее современные ПК и ноутбуки. Еще недавно для работы с компьютером такого разрешения вполне хватало, однако сейчас все большее распространение получают ноутбуки с форматом WXGA (1280x800) с соотношением сторон 16:10. Конечно, проектор с матрицей XGA примет сигнал с такого ноутбука и покажет изображение, но чтобы картинка вместилась в экран по ширине, ему придется провести компрессию. В результате размер изображения уменьшится, а качество станет несколько хуже.
Для полноценного показа широкоформатной картинки на экране с соотношением сторон 4:3 потребуется разрешение SXGA, но сама матрица для такого проектора будет стоить дороже. Компромиссом стали аппараты с более «узким» соотношением сторон 16:10 и базовым разрешением WXGA. Сегодня почти каждый производитель добавляет в свою линейку портативных проекторов аппараты с такой матрицей (Optoma ЕР1691, Mitsubishi WD510 и WL2650, Panasonic PT-LW80NTE, Sanyo PLC-WXU10/ WXU30 и многие другие), а некоторые — и в линейку инсталляционных (так, стационарная модель Sony VPL-FH300L имеет разрешение 1366x800, проектор Epson EB-G5200WNL — 1280x800). Поскольку высота картинки составляет 800 точек, такие проекторы можно отнести к HD- Ready устройствам, то есть способным принять и показать сигнал высокой четкости. Поэтому широкоформатные модели все чаще оснащают не только базовым «компьютерным» входом VGA, но и разъемом DVI, а в последнее время зачастую и портом HDMI. Из инструмента бизнес- презентаций проектор становится все более универсальным устройством, которое может не только показать презентацию или видеоролик, но и поработать в сфере развлечений — демонстрировать изображение с видеоприставки или фильм с DVD-плеера. В качестве примера — модель Acer HS350 (1280x720), оснащенная разъемами HDMI.
И все же для более качественного показа графики потребуется нечто большее, чем HD-Ready. Нужно 1080 точек в высоту, то есть Full HD. В стане бизнес-проекторов такой формат встречается заметно реже — в отличие от их кинотеатральных «коллег». И несмотря на то что и у тех, и у других матрица 1920x1080, это два разных класса аппаратов — бизнес-проекторы служат иным целям, нежели аппараты для кинотеатров, и характеристики этих классов различны.
Сейчас даже в сегменте инсталляционных аппаратов не так много Full HD устройств. Спектр их применения широк — они не ограничены размером матрицы, а высокая мощность делает их нечувствительными к внешнему освещению. И хотя по контрастности они заметно уступают современным кинотеатральным проекторам, однако справятся и с показом кинофильма, и с яркой презентацией. Но внушительная стоимость заметно ограничивает их использование. В итоге проекторы оказываются по-настоящему востребованы там, где нужны и высочайшее качество передачи, и мощность. В первую очередь это работа с графикой, не терпящей искажений, но может случиться, что потребуется и организация кинопоказа при освещении. К инсталляционным Full HD проекторам относится Mitsubishi FL7000 и Sony VPL-FH300L. Среди портативных аппаратов такой формат редко, но встречается. Так, в линейке XEED от Canon есть LCoS-проекторс поддержкой Full HD.
Здесь же следует отметить, что матрица 1920x1080 имеет соотношение сторон 16:9. Для «широкого формата» 16:10 потребуется матрица уже 1920x1200 (WUXGA). Такие модели есть и среди «тяжелых» стационарных аппаратов (Panasonic PT-DZ12000), и у более легких портативных (например LCoS-проектор Canon XEED WUX10, Projectiondesign F10 WUXGA).
Проекторы в образовании
Проекторы все шире применяются в сфере образования, поскольку служат удобным инструментом для показа наглядного материала учащимся. Проекционное оборудование устанавливают в профессиональных учебных заведениях, в школах, в местах проведения тренингов в крупных компаниях.
Выбирая проектор той или иной технологии, стоит задуматься — как часто и как долго с ним будут работать. 3LCD-aппараты при частом и длительном использовании могут утратить первоначальную яркость, хотя многие современные образцы подвержены этой напасти в меньшей степени, чем их предшественники в прошлом. DLP-модели менее чувствительны к частому использованию, но у них есть свои недостатки — спроецированное ими изображение «мерцает», так как скорость смены кадров большинства одночиповых устройств обычно составляет 18 кадров в секунду. Частый и продолжительный просмотр изображения в таком случае может вызвать утомление глаз и ряд других негативных последствий.
Поэтому некоторые специалисты рекомендуют в учреждениях, где учатся дети, применять DLP-проекторы со стандартной скоростью обновления изображения 25 кадров в секунду (одночиповые с высокой скоростью вращения цветового колеса или трехчиповые) либо 3LCD- проекторы. В частности, к одночиповым моделям, обеспечивающим 25 кадров в секунду, можно отнести модели Sharp.
А вот у SLCD-проекторов в этом плане все в порядке — изображение формируют ЖК-панели, а не вращающееся цветовое колесо, поэтому смена кадров получается плавной, изображение не мелькает и безопасно для зрения.
Хотя любой небольшой аппарат справится с проекцией на белый экран со среднего расстояния, все же для более удобного использования проектора в образовании он должен обладать некоторыми полезными свойствами. В первую очередь важна легкость управления, поскольку пользоваться проектором будут люди, не занимающиеся ими профессионально. Будет полезной и функция автоматической коррекции «трапеции», которая максимально упростит первичные настройки проектора перед показом, не требуя от пользователя большого опыта работы с устройством.
Доступ к управлению проектором должен быть хорошо защищен, чтобы посторонние лица не смогли вмешаться в показ или изменить параметры устройства — со злого ли умысла, из любопытства или из лучших побуждений. Для этого аппарат должен поддерживать функции защиты паролем, блокировки панели управления. Есть модели с особым исполнением — без панели управления на корпусе. Такое устройство получает команды только от пульта или по сети.
Бывает, что учебные классы и аудитории не оборудованы специальным проекционным экраном белого цвета. В этом случае картинку проецируют на учебную доску — темную, коричневого ил и зеленого цвета. Такой фон «экрана», разумеется, исказит цвета изображения с проектора. Поэтому сейчас на рынке проекционного оборудования появляется все больше моделей для образования, умеющих корректировать картинку, проецируемую на учебную доску.
Обычно показ сопровождается не только обсуждением, но и конспектированием материала учащимися. В такой ситуации затемнять помещение нельзя, и проектор должен работать при достаточно яркой внешней засветке. Поэтому мощность аппарата становится важной характеристикой. Световой поток проектора должен составлять как минимум 1500-2000 ANSI-Lm. Не менее важен и низкий уровень шума, производимого вентилятором проектора. Иначе во время показа докладчика или преподавателя будет плохо слышно.
Отдельного упоминания заслуживают специальные короткофокусные и ультракороткофокусные модели и их применение в сфере образования. Минимальное проекционное расстояние таких устройств меньше метра (например, у Epson EMP-400W и Mitsubishi XD500U-ST оно составляет 54-55 см), хотя есть и модели, которые устанавливают почти вплотную к экрану (так, для Sanyo PLC-XL51 минимальное расстояние — минус 4 см, максимальное — 8 см). Способность таких проекторов работать вблизи от экрана сделала возможным использование их с интерактивными досками. Расстояние между экраном и проектором столь мало, что можно находиться вблизи доски, не попадая в луч проектора и не образуя тени на экране. Малое фокусное расстояние обеспечивают по-разному. Для этого применяют особую систему зеркал, но в ряде случаев производители оснащают свои проекторы широкоугольной линзой, которая также формирует четкую картинку с малого расстояния. Следует отметить, что подобные аппараты есть не в каждой линейке моделей даже крупных производителей, однако с каждым годом число короткофокусных проекторов растет.
Запыленные и задымленные помещения
Пыль и дым — два фактора, способных привести в негодность 3LCD-проектор. Никотиновые смолы и частицы пыли повреждают жидкокристаллические панели, и те постепенно выцветают. Изображение становится тусклым. Заменить оптический блок проектора не так-то просто, и стоимость его лишь немногим меньше стоимости целого аппарата.
Подобное положение дел привело к тому, что в помещениях, где присутствуют пыль и дым (например спортивные бары, залы для боулинга, ночные клубы), стали размещать плазменные панели, не столь требовательные к составу воздуха.
Однако многие DLP-проекторы к воздействию пыли более устойчивы, благодаря герметичному оптическому блоку. Производители 3LCD-проекторов также предприняли шаги по решению проблемы. В результате на рынке проекционного оборудования появились модели с усиленной системой защиты от пыли. Особые фильтры задерживают мельчайшие ее частицы. По мере загрязнения фильтры можно менять, при этом их стоимость невысока, если сравнивать со стоимостью запасных ЖК-панелей. Аппараты с повышенной устойчивостью к пыли производит, в частности, компания Panasonic — к ним относятся и модели новой линейки проекторов PT-LB80, у которых защиту от пыли обеспечивает не только фильтр, но и особая конструкция корпуса с минимумом зазоров и других потенциальных мест для скопления пыли.
Несколько сложнее обстоит дело с защитой от дыма. В линейке Epson есть 3LCD- проектор с фильтром, блокирующим как пыль, так и дым (ЕМР-6110) — разработан специально для работы в запыленных и задымленных помещениях.
На улице
Презентация вне помещения под силу далеко не каждому проектору. Маломощные мобильные модели попросту не смогут обеспечить достаточный световой поток, поскольку источник уличной засветки — солнце — слишком яркий. Потеря светового потока проектора в таких условиях составляет до 40%. Поэтому для показа на открытом воздухе понадобятся мощные инсталляционные 3LCD- проекторы. Но даже они не всегда способны справиться с работой «под солнцем», ведь световой поток, необходимый для такой работы, — 10 000 ANSI-Lm и выше. Инсталляционные модели меньшей мощности смогут проецировать изображение приемлемой яркости только при достаточном затемнении — вечером.
Следует учесть, что вне помещения проекторы будут испытывать повышенные нагрузки на оптическую систему и лампу. Так, высокая влажность приводит к запотеванию оптики, а прямые солнечные лучи — к перегреву корпуса. Температурный диапазон, при котором проектор может работать без особой защиты — от 15 до 30 градусов Цельсия. Влажность воздуха не должна превышать 60%. Проектор устанавливают под навесом, чтобы оградить от вредного воздействия солнца. В случае если условия далеки от идеальных, аппарат помещают в специальный термокожух, где поддерживают оптимальную температуру.
***
Letzte Kommentare
Artikel
Fotos
Eigene Seiten