Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 2

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,550
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

Единое, многонациональное советское киноПечать

Советский кинематограф в 50-годовщину образования СССР

 

В дни, когда наш народ отмечал славный юбилей — 50-летие образования СССР, как вы знаете из сообщений печати, в Москве состоялся объединенный пленум правлений творческих союзов и организаций СССР, посвященный теме «50-летие образования Союза Советских Социалистических Республик и развитие советской многонациональной культуры».

 

В его работе приняли активное участие и мастера экрана. На пленуме выступали первый секретарь правления Союза кинематографистов СССР Л. Кулиджанов, кинорежиссер С. Ростоцкий, первый секретарь правления Союза кинематографистов Киргизии Ч. Айтматов, казахский кинодраматург А. Ашимов, народный артист СССР К. Лавров.

 

Ниже мы публикуем с небольшими сокращениями выступление Л. Кулиджанова.

 

Такие юбилейные дни, как 50-летие СССР, располагают к размышлениям о пройденном. Ведь в уроках истории обретает новую силу наша гордость за свою многонациональную Родину, наша убежденность в правильности избранного пути, в плодотворности ленинских принципов национальной политики партии, положенных в основу Союза Советских Социалистических Республик. Уроки истории помогают пониманию закономерностей и перспектив общественного развития. И уроки истории нужны нам, чтобы отчетливее видеть, точнее определять задачи текущего дня.

 

Советская многонациональная кинематография начиналась вместе с революцией. В каждой из республик она формировалась по-своему. Различен возраст республиканских киностудий, различны традиции национальных культур, синтезируемые кинематографом. Но при всей значительности и многообразии этих различий есть черты общности, объединяющие фильмы пятнадцати братских республик в единую кинематографию Страны Советов.

 

Может быть, в кинематографе взаимосвязь национальных культур братских республик проявляется наиболее наглядно. Ведь в самой природе кино заложены постоянные стремления к синтезу культурных ценностей.

 

Межнациональные связи, общение, взаимодействие обогащают каждую из кинематографий и советское кино в целом.

 

В недавно опубликованном постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» говорится об успешном развитии кинематографии в союзных республиках.

 

В этих строках постановления обобщаются факты, явления, процессы, которыми мы по праву гордимся. Сейчас во всех республиках имеются свои технически оснащенные студии, сложились сильные коллективы профессиональных кинематографистов.

 

В новых условиях изменились формы взаимной помощи и сотрудничества. Сейчас уже нет необходимости поддерживать первые шаги начинающих кинематографий. Но сотрудничество и взаимопомощь продолжаются. При этом речь идет не о взаимном приспособлении путем приглушения национальных особенностей, нивелирования тематики, языка и стиля, а именно о взаимном обогащении.

 

Весьма характерна в этом смысле история самой молодой из наших кинематографий — киргизской.

 

Сейчас уже невозможно представить панораму советского кино без художественных открытий, какими обогатили искусство экрана писатель Ч. Айтматов, молодые киргизские режиссеры Б. Шамшиев, Т. Океев, киргизские актеры С. Чокморов, С. Джумадылов и другие. А ведь киргизская кинематография еще очень молода, у всех в памяти ее первые шаги. Фрунзенская студия документальных фильмов преобразовалась в художественную в 1957 году, то есть всего пятнадцать лет тому назад. И за 15 лет пройден такой путь! Это может показаться чудом, если рассматривать жизнь студии обособленно, в отрыве от жизни других кинематографических коллективов страны. И это совсем не чудо, если учитывать, что новая студия, родилась в большой дружной семье национальных кинематографий. Здесь дело на только в конкретном помощи, которую оказывали киргизским кинематографистам их русские друзья, но и в самом духе творческой работы, когда открытия одного отряда кинематографистов сразу становятся достоянием многих, когда молодые кадры приходят не на пустое место: за их плечами — полувековой опыт советского кинематографа, и опыт этот ускоряет, приближает пору творческой зрелости.

 

В настоящее время на долю республиканских студим приходится около половины выпускаемых советской кинематографией художественных фильмов.

 

Советская кинематография — это пятнадцать национальных кинематографий. И это единая кинематография социалистического реализма, предметно раскрывающая плодотворность ленинских принципов партийности и народности. Силой своих идей, правдой своих образов советское кино и отражает процесс сближения социалистических наций и народностей, их культур и помогает развитию этого плодотворного процесса.

 

Всем вам памятны такие недавние фильмы, как «Освобождение» и «А зори здесь тихие...», посвященные подвигам победителей фашизма, их мужеству, умноженному чувствами советского патриотизма и интернационализма. История научного подвига, сыгравшего большую роль в соревновании двух мировых систем, воссоздается в фильме «Укрощение огня». Раздумьями об особенностях характера советского человека, нашего современника, о жизненных проблемах, какие приходится ему решать, наполнены фильмы «Любить человека», «Невестка», «Ждем тебя, парень», созданные русскими, туркменскими и узбекскими кинематографистами. Политические и социальные темы классовой борьбы на мировой арене разрабатываются в фильмах «Пылающий континент» и «Чужого горя не бывает».

 

Советская кинематография имеет ныне многомиллионную зрительскую аудиторию, требовательную и благодарную. Своими лучшими произведениями она все увереннее выходит на мировой экран.

 

Сегодня нет возможности перечислить все призы, завоеванные национальными советскими кинематографиями на международных смотрах, рассказать о всех маршрутах наших фильмов по странам мира. Хочется сказать лишь одно: в какой бы город, на какую бы киностудию ни отправлялся приз, им гордятся все творческие коллективы. У нас общий путь. Общие победы. Общие проблемы. И решать их нам тоже сообща.

 

Во всех организациях нашего союза, на всех столичных и республиканских киностудиях постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» встретило единодушную поддержку и горячее одобрение. Оно воспринято советскими кинематографистами как идейно-эстетическая основа и практическая программа нового подъема советской многонациональной кинематографии, которого ждут от нас партия и народ.

 

Сегодня мы можем назвать немало картин, которые хорошо, честно выполняют свою задачу. Здесь и темпераментная азербайджанская лента «В одном южном городе», очень остро показавшая нам, как страх нарушить неписаные законы старой улицы, законы, давно отжившие, устаревшие, приводит героев к столкновению с элементарными нравственными нормами советской жизни.

 

Таков узбекский фильм «Без страха», рассказывающий о том, какой тяжелой, кровопролитной была борьба за раскрепощение женщины.

 

Однако такие фильмы появляются не так уж часто. Советская кинематография не всегда пользуется своей силой, своими возможностями, чтобы вести наступательную борьбу против пережитков прошлого, против любых проявлений и влияний буржуазной идеологии и морали.

 

На втором съезде советских кинематографистов и на недавнем пленуме правления нашего союза, посвященном постановлению ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», мы говорили о недостатках и нерешенных задачах с убеждением, что трезвый анализ совершенно необходим: живое искусство не может без самокритики.

 

Мы отдаем себе отчет, что работа предстоит большая, сложная. Она потребует повышения творческой активности не только кинематографистов. Перед лицом объединенного пленума мы хотели бы подчеркнуть нашу крайнюю заинтересованность в развитии, расширении, укреплении связей и сотрудничества со всеми представленными здесь творческими союзами. Ведь первоосновой фильма является сценарии. Наряду с писателями успех фильма решают композиторы, художники; г наших фильмах играют многие актеры театров — члены театральных обществ. Кино — это искусство, в развитии которого участвуют, не могут не участвовать все творческие союзы. Всестороннее развитие советского кино, повышение его идейно-художественного уровня, углубление его революционных традиций, усиление роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни общества — наша общая задача.

 

Задача эта велика, ответственна, почетна. И, обращая слова благодарности к Центральному Комитету партии за постоянную заботу о кино, мы хотим с этой высокой трибуны заверить ленинский Центральный Комитет нашей партии, что многонациональный коллектив советских кинематографистов, работая в содружестве с мастерами литературы, всех искусств, не пожалеет сил для успешного развития самого важного из искусств, для дальнейшего повышения роли кино в коммунистическом строительстве, в воспитании нового человека.

 

Советский экран, №1 январь 1973 год

 

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.24 секунд - 34 Запросов
5,619,866 уникальных посетителей