Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 1

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 623
> Новый пользователь: fish2022ter618

Счетчики





Яндекс.Метрика

Иду на таран!

Иду на таран!

 

...С особым волнением прочел эпизод о таране на реактивном самолете капитана В. Куляпина. Дело в том, что Куляпин служил тогда и совершил свой подвиг в нашем военном округе. И я знал его, правда, не очень близко. Познакомились мы вскоре после памятного июля 1981 года.

Поэтому могу сообщить некоторые подробности о том бое. Сбить нарушителя ракетами не составляло большого труда, но... сделать это поначалу не позволяла география — полет проходил над населенным пунктом. А потом было уже поздно. Еще одно обстоятельство, на которое хотелось бы обратить ваше внимание: большая разность скоростей. Нарушитель шел со скоростью 200— 250 км/ч, а Куляпин на своем истребителе мог удерживать минимальную скорость лишь 400 км/ч, да и то в строго горизонтальном полете. Теперь понимаете, насколько сложно было ему рассчитать таранный удар?..

Теперь о главном, из-за чего я сел за письмо. Таран капитана В. Куляпина — не первый, совершенный на реактивном самолете. Еще раньше это сделал мой товарищ, тоже закавказский летчик, тоже капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Причем он таранил сверхзвуковой самолет-нарушитель.

...Произошло это в ноябре 1973 года.

В тот день капитан Елисеев находился на боевом дежурстве. Оно заканчивалось, но вдруг раздалась команда «Воздух». Когда пилот взлетел, с командного пункта наведения ему стали передавать не совсем привычные координаты. Геннадий Николаевич понял: что-то случилось, задача — не учебная.

Вскоре капитан Елисеев обнаружил и самого нарушителя воздушного пространства. Попытка посадить его на нашей территории ни к чему не привела: как только нарушитель заметил, что он обнаружен, тотчас развернулся на 180° и стал быстро уходить в сторону границы.

Елисеев доложил обстановку на КП. Вскоре поступила команда:

— Уничтожить!

— Понял: уничтожить, — повторил доклад капитан и вышел на боевой курс.

Один пуск ракеты — мимо... Второй — тоже мимо...

Почему признанный мастер воздушного боя промахнулся подряд два раза, стало известно потом, когда были изучены обломки самолета-нарушителя. Оказалось, что он был снабжен специальным устройством — интерцептером. Достаточно летчику было нажать специальную кнопку на пульте, и из фюзеляжа самолета выбрасывался дополнительный щиток. Самолет резко бросало в ту или иную сторону — в зависимости от того, с какой стороны появлялся этот щиток — и ракета пролетала мимо.

Но это, повторяю, стало известно позже, а тогда... Вот последний диалог капитана Елисеева с наземным штурманом наведения, записанный на магнитофонную ленту:

— Двести седьмой, боеприпасы израсходовал полностью. Нарушитель поврежден, пытается уйти.

— Таранить.

Секундная пауза и спокойный ответ:

— Понял: таранить!..

Истребитель Елисеева врубился нарушителю в стабилизатор. Оба самолета тотчас стали падать, и в небе вспыхнули два парашютных купола.

Мы думали, что один из парашютов — нашего Геннадия, но оказалось, что это два пилота с самолета-нарушителя. Капитан Елисеев катапультироваться не успел...

За свой подвиг Геннадий Николаевич Елисеев удостоен высокого звания Герой Советского Союза, его имя навечно занесено в списки 1-й эскадрильи полка. Она теперь так и называется — елисеевская.

И. Савчук,

подполковник, военный корреспондент. Капитан Г. Н. Елисеев

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.05 секунд - 48 Запросов
3,253,403 уникальных посетителей