Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 3

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,293
> Новый пользователь: CharlessShica

Счетчики



Яндекс.Метрика

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20Печать

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20

 

История создания гаубицы-пушки

 

152-мм пушка обр. 1910/1934 г. (в 1935-1936 гг. она именовалась 152-мм гаубицей обр. 1934 г.) имела много недостатков. Основными из них были:

 

1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 1820 км/час.

2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2 3 минуты.

3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку.

 

И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость ВН за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало.

 

Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал.

 

В 19351936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. Однако АУ резко выступило против, назвало модернизацию «ложным путем», при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.

 

152-мм гаубица-пушка образца 1937 года МЛ-20

 

Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод).

 

Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое.

 

Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции.

 

Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков.

 

Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин.

 

Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой.

 

МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.

 

МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ (обр. 1931 г.)(НГ гаубица фирмы Рейнметалл. Малая серия (14 ед.) таких гаубиц была изготовлена Пермским заводом в 19331935 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.

 

Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 года и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. И июню 1936 года полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого АУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.

 

Обе системы были закончены в конце 1936 года и прошли заводские испытания. Одна их них поступила 3.02.1937 г. на НИАП. С 10 февраля по 20 марта 1937 года на НИАПе были проведены полигонные испытания модернизированной системы МЛ-15. Было сделано 113 выстрелов и проведена возка системы со скоростью 3045 км/час. Замечаний к системе не было. Однако испытания внезапно прервали согласно приказу начальника НИО АУ Железнякова.

 

В июне-июле 1937 года на НИАПе вновь проводились стрельбы из МЛ-15, были подобраны заряды к ней и т. п. Однако на вооружение все равно была принята МЛ-20. Внятных объяснений в документах тех лет нет. Единственное замечание, и то спорное было «много новых деталей». Так что, нужно было оставлять все от обр. 1934 г. В целом МЛ-15 явно была лучше МЛ-20. Об истинных причинах выбора МЛ-20 сейчас можно только гадать.

 

152-мм гаубица-пушка МЛ-20 проектировалась параллельно с МЛ-15 в КБ завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова. Интересно, что работы над МЛ-20 были начаты заводом в инициативном порядке, а МЛ-15 разрабатывалась по заказу ГАУ.

 

К заводским испытаниям первого образца МЛ-20 приступили 6 ноября 1936 года. Всего на заводских испытаниях был сделан 21 выстрел.

 

25.12.1936 г. первый образец МЛ-20 поступил на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний было сделано 479 выстрелов и 1510 км обкатки. В отчете комиссии по испытаниям МЛ-20 от 31.01.1937 г. было предложено заменить спицевые колеса на дисковые, упрочить рессоры, щит сделать по типу МЛ-15 и др.

 

После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22.09.1939 г. была принята на вооружение под названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.»

 

Вскоре, при освоении в войсках было обнаружено явление самопроизвольного задирания ствола на максимальный угол возвышения. Выяснилось, что по ряду причин червячная передача оказалась недостаточно самотормозящей. После доработки механизма ВН задирания ствола прекратились.

 

Различные модернизации МЛ-20

 

В 1937 году в АУ РККА кому-то пришла в голову ретроградская идея заменить в орудиях среднего калибра раздельно-гильзовое заряжание картузным. Единственный аргумент «за» это дешевизна. В итоге 24 января 1937 года АУ заключило договор с заводом № 172 на проектирование и изготовление опытного ствола МЛ-20 с картузным заряжанием. Последний вариант проекта завод представил 26.09.1937 г. В 1939 году был изготовлен опытный ствол с картузным заряжанием. этот ствол на лафете МЛ-20 был испытан на НИАПе. Результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Кроме того, возникли серьезные трудности при освоении производства обтюрирующих подушек для затворов. В конце концов ГАУ пришлось отказаться от идеи перевода орудий среднего калибра на картузное заряжание.

 

В 1946 году ОКБ-172 (ОКБ-172 представляло собой специальное КБ, где работали «зеки», не следует путать с КБ завода № 172, где работали вольнонаемные специалисты.) разработало проект БЛ-29 (МЛ-20 с литым казенником и клиновым затвором). Был изготовлен опытный образец.

 

В декабре 1949 года на заводе № 172 был изготовлен опытный образец 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20-49. Новая система представляла собой штатную МЛ-20, у которой ходы лафета и передка были сделаны по образцу 130-мм пушки М-46. Опытный образец прошел испытания, и 4 марта 1950 года был выпущен отчет о них. На том все работы по МЛ-20-49 были прекращены.

 

Производство МЛ-20

 

Валовое производство МЛ-20 велось только на одном заводе (№ 172) с 1937 года по 1946 год включительно.

 

Изготовление гаубиц-пушек МЛ-20

 

Всего за десять лет было изготовлено 6884 гаубицы-пушки МЛ-20

 

Устройство МЛ-20

 

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. имели стволы скрепленный и моноблок. Размеры стволов всех типов одинаковы.

 

Скрепленный ствол состоял из свободной трубы, кожуха, казенника, заднего и переднего захватов.

 

У ствола моноблока казенник навинчивался прямо на трубу. Казенники у всех стволов одинаковые. Все стволы имели дульный тормоз. Затвор поршневой.

 

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, наполняется 22 литрами веретенного масла. Накатник гидропневматический, наполняется 22 литрами стеола. При откате противооткатные устройства неподвижны.

 

Подъемный механизм имел один сектор.

 

Поворотный механизм секторного типа. Горизонтальное наведение осуществлялось вращением верхнего станка относительно нижнего станка (вокруг штыря).

 

Пружинный уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитом.

 

Рессоры пластинчатые. Лафетные колеса металлические Ч16.

 

Передок единый для 152-мм гаубицы-пушки и 122-мм пушки обр. 1931/1937 г. Конструкция передка и лафета допускала возку со скоростью до 20 км/час.

 

Возка обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом состоянии. Время перехода из походного положения в боевое 810 минут.

 

На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 45 км/час.

 

Орудийная повозка, единая для 122-мм пушки обр. 1931/1937 г. и 152-мм гаубицы-пушки, предназначалась в основном для снимания ствола с лафета, но не исключалась и перевозка на ней ствола. На 12 орудий была положена одна орудийная повозка.

 

 

Дмитрий Барсуков (c) 2002

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.16 секунд - 34 Запросов
5,277,706 уникальных посетителей