Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 1

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 614
> Новый пользователь: Sintaflus

Счетчики





Яндекс.Метрика

Просмотр темы

Radius » Всякое такое разное » Болтаем обо всем
 Распечатать тему
Как строился ТУРКСИБ
Radius
Как строился ТУРКСИБ

Мир жесток. Жестока и сама жизнь. Но на то воля Аллаха за грехи первородных людей, которые, однажды вкусив запретный плод, определили на мучения и страдания своих потомков. Судьба каждого человека похожа на военные баталии: каждый день мы доказываем остальным о своем праве на самоопределение и о потребности приносить благо государству и народу. А если гнобят, мы объявляем войну. Бывает, что проигрываем сражение, а иногда — выигрываем. Одни терпят поражение с достоинством и умирают, как деревья, стоя. Иные опускаются на самое дно. Одним суждено умереть героями, а другим…

Но прочь философию. За мной, читатель. И я расскажу тебе про судьбу настоящего человека, очень похожего на нас с вами. Такого же простого и умного, способного творить и делать добро. Про человека, безвинно убиенного жестокими людьми жестокого времени сталинского режима. Почти его вечной памятью, читатель. И расскажи о его благих деяниях своим потомкам, чтобы помнили…


radius.kz/images/articles/chtobi_pomnili1_gfgfgfg_6756565_vbfcgdffgd.jpg

Мухамеджан Тынышпаев родился 12 мая 1879 года в горах Жиланды Маканчи-Садровской волости Лепсинского уезда. Отец его, Тынышпай, происходит из знатного рода, занимался скотоводством, содержал огромные стада овец, коров, лошадей. Его угодья находились в предгорьях Джунгарского Алатау, вниз по речке Лепсы. Земли здесь славились благодатными. Необыкновенной красоты. Некогда эти земли казачьи войска завоевывали под свои угодья, выгоняя с обжитых мест местных жителей. Генерал Колпаковский вынужден был образовывать земельные комитеты и восстанавливать справедливость. Он возвращал самовольно захваченные земли крестьянам. Только в Лепсинском уезде было возвращено 100 тысяч десятин. На одном из таких участков и находилось зимовье отца Мухамеджана. Надо отметить, что в жизни Тынышпаева генерал-губернатор Колпаковский сыграл значительную роль. Но об этом чуть позже. Успешно окончив двухгодичный подготовительный класс в г. Верном, Мухамеджан поступил в гимназию. При каждом переходе в следующий класс получал награды 1-й степени и одобрение педсовета за блестящие способности. «От него следует ожидать честной настоящей деятельности на благо Отечества», — говорили они. И не ошиблись. После окончания гимназии Мухамеджан Тынышпаев поступает в Санкт-Петербургский институт имени Александра Первого, на специальность «инженера путей сообщения». Институт славился тем, что в нем обучались «сливки» гимназических выпусков. Он готовил энциклопедически образованных, прогрессивных и мыслящих специалистов. Многие десятилетия в этом престижном заведении могли обучаться только дворянские отпрыски. Лишь после в Императорском институте могли обучаться и простые талантливые юноши. По словам преподавателей, Мухамеджан Тынышпаев обладал блестящими способностями к изучению математики, древних языков, литературы и искусства. Лекции читали необыкновенно одаренные профессора — создатели фундаментальных курсов. Летом он, как и его сокурсники, проходил две практики: одну — по строительству железной дороги, вторую — по ее эксплуатации. Практика проходила в степях родного Казахстана, где в то время прокладывали стальную магистраль Оренбург-Ташкент. Когда это строительство было завершено, возникла необходимость строительства Туркестанско-Сибирской железной дороги. Была создана специальная группа для технических и экономических изысканий трассы, которая незамедлительно выехала в Сибирь и Казахстан.

На южном участке Турксиба от Арыси до реки Или изыскание проходило под началом инженера А. Голембиевского. В его группу входил и Тынышпаев. В поисках лучшей трассы Турксиба Мухамеджан исходил все перевалы от Пишпека до Верного. Предложенный им проект лег в основу отчета изыскателей железнодорожной трассы.

Находясь на государственной службе, он приступил к проекту строительства железнодорожного моста через Аму-Дарью, кроме того прокладывал стальную колею Арсатьевск-Андижан, где применил новый метод устройства земляного полотна, дренажерных сооружений и водоточных труб.


radius.kz/images/articles/chtobi_pomnili2_ghfghfg_cvxcxcx-uy6rt67r5tf.jpg

В апреле 1912 года второй департамент Государственного Совета одобрил решение о сооружении Туркестано-Сибирской магистрали «на частные средства под правительственные гарантии». Российские предприниматели сразу ухватились за это выгодное дело. Были созданы два акционерных общества — Алтайской и Семиреченских дорог. Во главе их стал русский промышленник А.И. Путилов.

В 1914 году Министерство путей сообщения назначило инженера Тынышпаева начальником строительного участка Семиреченской дороги от Арыси до Пишпека. Он переехал с семьей в Чимкент и начал сооружать магистраль, какую прокладывал будучи студентом в курсовых проектах.

Летом 1916 года Мухамеджан взял отпуск и поехал в родной аул. Там его застал царский указ от 26 июня, в котором говорилось, что «ТУЗЕМЦЫ В ВОЗРАСТЕ 19 ДО 43 ЛЕТ ПРИВЛЕКАЮТСЯ НА ВОЕННЫЕ РАБОТЫ». Среди казахов вспыхнула волна недовольства. Начались массовые волнения, протесты.

Царские чиновники сразу обрушились на инженера Тынышпаева. Они посчитали его одним из организаторов выступления казахов против воинской повинности и подвергли домашнему аресту, затем по требованию прокурора Верненского окружного суда — допросу. Видные деятели Казахстана — Букейханов, Байтурсынов и Дулатов — опубликовали в газете «Казах» «Воззвание к киргизскому народу», в котором призывали местное население исполнять царский указ. Таких же убеждений придерживался и Тынышпаев. Он разъяснял сородичам, что под военными работами подразумевается работа по перестройке и эксплуатации железных дорог, нагрузка и выгрузка провианта, орудий, охрана лошадей, рубка леса на топливо и т.д. Но они не поверили. Недальновидные местные чиновники направили карательные отряды против простых невинных людей. Жестоко расправлялись с восставшими. Только в Семиречье было сожжено 94 аула, убито около 2 тысяч жителей, свыше тысячи человек арестовано, около трехсот тысяч, спасаясь от неминуемой смерти, бежали в Китай и Кашмир!

В апреле Временное правительство Керенского образовало особый Туркестанский комитет «для решения на местах всех возникающих вопросов управления краем» во главе с кадетом Щепкиным. В состав комитета вошли меньшевики Елпатьевский, эсер Шкапский, а также Букейханов, Тынышпаев и другие.

Кроме этого, инженер Тынышпаев, юрист Шкапский были назначены комиссарами Семиреченской области Временного правительства. Как тот, так и другой имел большой жизненный опыт, знания, обладали организаторским талантом, отменной деловитостью, умом. Они знали, что царские чиновники разорили крестьянские хозяйства кочевников, превратили в нищих голодранцев. Прежде всего нужно было обеспечить хлебом жителей области. И они горячо взялись за дело. Издавали короткие, но памятные всем постановления.

Вот некоторые из них: о закупке хлеба для нужд армии голодающих в Семиреченской области; о транспортировке его в назначенное место; о своевременной уборке урожая и обмолота его; о запрещении тайного винокурения, продаж и распития на улицах спиртных напитков; лица, виновные в нарушении настоящего постановления, подвергались денежному штрафу до трех тысяч рублей и аресту до трех месяцев. Назовем еще одно постановление. Это - о передаче 100 000 рублей для тех казахов, которые во время восстания 1916 года сбежали в Китай, а теперь возвратились назад, в Казахстан.

Комиссары делали все, чтобы защитить их, устроить там, где они жили до 1916-го года. Об этом свидетельствуют многочисленные телеграммы на имя Тынышпаева и протоколы различных совещаний. Они показывают, что Шкапский и Тынышпаев беспокоились не только о материальном благополучии жителей Семиреченской области. Они не забывали о духовном развитии - открывали школы, училища, беспокоились, чтобы все дети посещали мектебы, и курс учения велся на родном языке по общей программе. Это была благородная идея Тынышпаева. Он всегда радел за просвещение молодого поколения, верил в мудрые заветы Абая: «Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских... Если ты будешь знать их язык, то мир откроется и твоим глазам». Мухамеджан знал шесть языков: русский (в совершенстве), французский, английский, латинский, узбекский, татарский. Они открывали ему глаза на мировую культуру.
 
Radius
РАДИ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ


radius.kz/images/articles/chtobi_pomnili3_ghdffgd_ghdfgd-6756tfgyghf.jpg

Как хотелось Мухамеджану осчастливить свой народ, претворить демократические идеи в жизнь. Силу ему придавали наука, разум, вера. Он верил в справедливость, в превосходство добра над злом, в абсолютное добро. В конце ноября 1917 года он едет в г. Коканд и участвует в IV съезде мусульманских войск и дехкан Туркестанского края. Там была образована Кокандская автономия, куда входило Семиречье. Депутаты знали Мухамеджана как высоко образованного человека с большим умом и необыкновенной деловитостью. Они избрали его премьер-министром, а Мустафу Чокаева — президентом автономии. Два государственных деятеля хотели создать свободную демократическую республику. Но между ними не было единства взглядов. И Мухамеджан снял с себя полномочия.
Однако, это не главное. Главное было то, что коммунисты Советского Туркестана никому не могли позволить решать собственную судьбу. Они направили войска и 20 февраля 1918 года разгромили Кокандскую автономию.

Давно известно, если человек не верит в справедливость, то он сам не справедлив, «танцует» и нашим, и вашим. Тынышпаев не мог спокойно смотреть на трагедию родного народа. Он видел, кто правит в Советах - безграмотные, недалекие люди. Они разрушают нравы, обычаи предков, порождают голод.

Мухамеджан возвращается в родные места. Но туда не ходили поезда, не летали самолеты. Только на перекладных от одного селения к другому полторы тысячи километров. Встречи, разговоры с жителями. Никакой надежды на благополучие. Разруха кругом, нищета.
Затем Мухамеджан едет в Семипалатинск с мыслью легализоваться и работать, полагая, что Советская власть там окрепла, как в Туркестане. Но колчаковцы свергли власть большевиков. Тут он, по словам Искандера, попадает в руки белых офицеров. Они учиняют ему допрос. Мухамеджан рассказывает, кто он, откуда. Но те не верят, считают его красным шпионом. Готовят расправу. Спасает его от неминуемой смерти французский язык, который он отлично знал еще с гимназической поры. Когда один из офицеров заговорил с ним по-французски, Мухамеджан ответил ему целой тирадой на языке Бальзака. Тот соскочил со стула и закричал: «Все! Ты — действительно Тынышпаев. Приглашаем в свою компанию».

В Семипалатинске Мухамеджан встретился с единомышленником по кадетской партии — Алиханом Букейхановым, талантливым публицистом, борцом за национальную государственность Казахстана. Родился он в 1870 году в Каркалинском уезде в семье состоятельного скотовода. Учился в казахской школе, затем в трехклассном городском училище, которое окончил на «отлично». В 1885 году поехал в Омск, поступил в техническое училище. Все четыре года Алихан занимался усердно, училище закончил с отличными оценками по основным предметам и отправился в Санкт-Петербург, с горячим желанием поступить в Императорский лесной институт. Его мечта сбылась. Теперь он живет в Северной Пальмире и впитывает не только науку о жизни и выращивании леса, но мировую культуру, стремится овладеть английским и французскими языками. И добивается блестящих успехов.

Окончив институт, Букейханов возвращается в Омск, полный духовной энергии. Он мечтает о развитии общей культуры родного края, отправляется в экспедицию по исследованию Степного края, пишет статьи о казахской земле, быте, нравах и обычаях скотоводов. Его волнует судьба кочевников. Он видит, что для освобождения их от тьмы, безграмотности нужно образование. И он старается пробудить сознание масс, выступает в русских, татарских и казахских газетах.

Большие надежды он возлагал на Февральскую революцию. Но Временное правительство отказало в представлении казахскому народу политической автономии. И Алихан выходит из кадетской партии, возвращается из Самарской ссылки на родину. Здесь он создает первую в истории Казахстана политическую партию «Алаш» со своей демократической программой, которая была опубликована 21 ноября 1917 года в газете «Казах». Написана она простым, понятным языком. В этом можете убедиться сами:

«Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе правительства стоит Учредительное Собрание, в промежутках - президент, избираемый Учредительным собранием и Государственной Думой... Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной Думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов и пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием»...


В материале использована книга
Федора ОСАДЧЕГО «Великий творец добра и света»
 
Alma-GHOST
Да - а то сейчас рассказывают нам байки... Историю реальную пытаются закопать своими выдумками!
 
Pokemonka
Насчет партии "Алаш" тоже привирают... первая демократическая и прочая. Партия богатеев, полностью зависела от белогвардейцев. Если б они тогда к власти пришли, Казахстана сейчас бы не было!

Такие дрянные людишки только уничтожать все способны - созидать не умеют!
 
Перейти на форум:
Время загрузки: 0.10 секунд - 63 Запросов
3,104,385 уникальных посетителей