Сейчас на сайте

> Гостей: 2

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,548
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Анализ полетов по СОКПечать

На собственных ошибках

Ошибки в авиации обходятся дорого независимо от того, кто их допустил. Они бывают разными. Одни происходят вследствие халатности и недобросовестности, другие по неопытности, недоученности авиаторов. Оценку первым дать нетрудно. А вот вторым...

Ошибки пилотирования военных самолетов - анализ

Гвардии капитан С. Егоров оплошал дважды: и в первом, и во втором вылете значительно превысил допустимую перегрузку на выходе из пикирования. Спрашивается, как могло так случиться, что летчика, уже допустившего предпосылку к летному происшествию, повторно выпустили в полет?

Причина выяснилась быстро. Оказалось, что при анализе пленки бортового самописца специалист группы объективного контроля гвардии старший лейтенант Н. Козлов не сумел выявить выход параметра за установленные пределы. А летчик то ли не заметил своей оплошности, то ли смолчал о ней. Как бы там ни было, но мой подчиненный оказался косвенным виновником того, что произошло в воздухе.

Однако не будем торопиться с выводами. Я далек от мысли, что офицер проявил халатность или небрежность. Это не в характере Козлова. И, как начальник группы, таких претензий предъявить не могу. Ему не хватило опыта.

Почему же так затягивается профессиональное становление тех, кто стоит на страже безопасности полетов? Тут, на мой взгляд, две причины. Во-первых, специалистов данного профиля пока не готовят в военно-учебных заведениях, и группы объективного контроля пополняются инженерами и техниками из эскадрилий и ТЭЧ. К примеру, я и Козлов в прошлом техники по авиационному оборудованию. Естественно, многое нам приходилось постигать с азов.

Во-вторых, квалифицированный анализ полетной информации настолько сложен, что полностью овладеть им в короткий срок, особенно в условиях напряженной боевой учебы, трудно. Допустим, грубую посадку, другое нарушение режима полета определить легко. А вот перепутать полупетлю с боевым разворотом или пропустить сигнал нажатия боевой кнопки очень просто. И такое случалось в нашей группе.

Неужели нельзя как-то ускорить подготовку специалистов нашего профиля? Думаю, можно. Во время службы в Северо-Кавказском военном округе мне приходилось быть участником сборов начальников групп. Помню, начались они с проверки практического умения офицеров анализировать по данным СОК сложные полетные ситуации. И хотя к этому времени я более полугода был в должности, признаюсь, к своему стыду, получил неуд. Зато на занятиях приобрел столько знаний, сколько бы пришлось добирать в полку не один месяц, а может быть, и год.

Под руководством опытных специалистов мы скрупулезно исследовали пленки с различными отклонениями параметров, учились распознавать по рисункам сарппограмм ошибочные действия летчиков, нарушение работоспособности систем и агрегатов самолетов. К тому же обменивались опытом, накопленным в своих частях.

Подобные сборы проводились и в ЗабВО. К сожалению, уровень их был значительно ниже. В основном рассматривались общие положения по организации объективного контроля в ходе летных смен, правила эксплуатации и обслуживания оборудования. Это тоже необходимо, но недостаточно. Ведь среди офицеров были и те, кто сравнительно недавно стал работать в группе ОК. Наверное, следовало бы придать сборам более практическую направленность.

Хорошо бы на такие мероприятия привлекать и техников групп. В строевой части немного найдешь возможностей, чтобы вот так, в деловой и спокойной обстановке с применением обширного статистического материала, разобрать ту или иную предпосылку к летному происшествию, потренироваться в определении ошибок личного состава.

Значительно бы облегчила наш труд методическая литература, которой пока не хватает. Есть же высокоподготовленные специалисты в вышестоящих штабах, способные выработать ценные рекомендации по анализу наиболее сложных полетных ситуаций. Хотелось бы побольше иметь разнообразного информационного материала.

Разумеется, это только мои предложения. Возможно, не до конца продуманные, в чем-то спорные. Но выход надо искать. Безопасность полетов не совместима с некомпетентностью. Слишком дорого обходится порой учеба на собственных ошибках.

Гвардии капитан Н. Мазунин,
начальник группы объективного контроля
1989 г.

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.17 секунд - 33 Запросов
6,425,309 уникальных посетителей