Евгений Иванович Чазов - интервью 1987 года
- 20 Nov 2024
- Медицина - родителям
- 15 Прочтений
- 0 Комментариев
Медицина для больных и для здоровых
На вопросы «Трезвости и культуры» отвечает министр здравоохранения СССР Е. И. Чазов
ТК: Евгений Иванович, в названиях вашего министерства и нашего журнала есть нечто общее: они составлены из понятий, задающих высокие идеалы счастливой и гармоничной, в сущности, единственно достойной Человека жизни: Здоровье, Трезвость, Культура... Однако и редакционная почта, и насущные заботы министерства свидетельствуют, что мы пока далеки от осуществления этих идеалов Многочисленные болезни делают людей несчастными. У нас, так сказать, не доходят руки до того, чтобы всерьез заняться воспитанием культуры, трезвости, здоровья: мы не успеваем лечить. Конечно, не делать эту работу нельзя. Но можно ли на этом пути добиться победы над болезнями? Ведь если действовать только так, Минздрав, то есть министерство ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ, фактически превращается в министерство ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ.
Е. Ч.: С первых лет существования советской медицины в основу ее был положен принцип профилактики. К сожалению, в последние десятилетия этот стратегический принцип не то чтобы забыт, но как-то утратил свой приоритет, главенствующую роль в реальной структуре организации здравоохранения. Нужно спешно наверстывать упущенное. Этой цели, как наверняка заметили советские люди, подчинен проект ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию здравоохранения.
Не дать человеку довести себя до болезни, предупредить болезнь, так сказать, забежать вперед возникновению проблемы — в этом мы видим сегодня важнейшую задачу своей работы. Это должно быть девизом каждого врача. Целесообразно больше заниматься профилактикой, чтобы меньше приходилось заниматься трудоемким и, к сожалению, не всегда возвращающим человека к полному здоровью лечением.
Мы стоим за то, чтобы предупреждать болезнь. Но как предупредить алкоголизм? Этот вопрос выходит из компетенции собственно лечебных учреждений. По нашим данным, около 60 процентов будущих алкоголиков и наркоманов впервые приобщаются к роковому зелью... из любопытства. Согласитесь, это уже проблема не только медицинская, но педагогическая, психологическая, социальная. Ведь лечить от любопытства абсурдно это естественная и очень важная, необходимая часть человеческой натуры. Проблема состоит не в подавлении любопытства, а в своевременной и правильной информированности, воспитанности; такой, чтобы любопытство в отношении ядовитых веществ удовлетворялось не через уродование и поражения, часто необратимые, собственного организма, а через строго научное знание и ответственную позицию личности в отношении опасных для здоровья веществ.
Мы сейчас много говорим о проблеме алкоголизма, наркомании, но это, к сожалению, часто не касается самого основного: квалифицированного и эффективного предотвращения первых проб, момента приобщения к наркотику. В силу ряда немедицинских причин идея употребления наркотических средств до сих пор кажется части молодежи соблазнительной. А затем вступает в силу неумолимая логика наркотической зависимости, из которой самостоятельно вырваться человек уже не может.
ТК В связи с этим возникает один важный вопрос: научно-популярные книжки по гигиене, психопрофилактике, многочисленные антиалкогольные брошюры в том виде, в каком они сейчас у нас существуют, невозможно читать. Почти все они основаны на принципе устрашения, страдают отсутствием увлекательности, мало что сообщают об альтернативных искусственному одурманиванию способах психической саморегуляции, скорее отпугивают, чем привлекают юного, да и взрослого читателя.
Е. Ч.: Хорошие книги, конечно, необходимы, и соответствующие издательства под контролем Минздрава в настоящее время активно пересматривают планы выпуска антиалкогольной, трезвеннической литературы, преодолевающей недостатки санитарного просвещения прошлых лет. Однако перед нами стоит более фундаментальная задача: учить здоровому образу жизни не только по книгам, но воспитывать его через практическую деятельность, показывать его преимущества и соблазны (слово не случайное!) на деле, в жизни. Что противопоставить алкоголю? Мы ставим вопрос о повсеместном создании, строительстве центров здоровья. Если вы просто предложите обыкновенному молодому человеку пойти на стадион, то многие, недоуменно пожав плечами, ответят вопросом: «Зачем? Чего мы там не видели?» Чтобы получать удовольствие от бега, прыжков, поднятия тяжестей, в общем-то надо учиться, прилагать усилия. Не все, увы, к этому усилию подготовлены — стандартный урок физкультуры часто еще воспринимается как скучная и бессмысленная повинность. Центр здоровья формирует потребность в постоянном повышении физической культуры иным, более легким и заманчивым для начинающего способом: через непосредственное удовольствие уже с первых посещений.
ТК: Получается, в известном аспекте, почти как при обучении иностранному языку под гипнозом?
Е. Ч.: Ну, я бы не стал использовать в данном случае столь сомнительную аналогию, все-таки и механизмы вовлечения, и результаты — принципиально различны, хотя доля психологической оправданности в такой ассоциации может быть усмотрена.
В центр здоровья приходят не по обязанности, а для удовольствия. Объективно — это мастерская укрепления здоровья, субъективно — место исполнения желаний. Хочешь поплавать — к твоим услугам бассейн, может быть, даже с «настоящей» морской волной и свежим соленым ветром. Почувствовал человек после утомительной сидячей работы желание потянуться и хорошенько размять уставшие от недостатка движения мышцы — перед ним на выбор загадочно поблескивающие элегантные тренажеры. Никакого принуждения, все — по желанию. Захватывающие спортивные игры, включая электронные, баня, массаж, фито-бар, видеотека, разнообразные виды психологической помощи, начиная от возможности задушевного разговора с друзьями в маленьком уютном кафе и кончая углубленной индивидуальной психотерапией в случае серьезных жизненных затруднений. Согласитесь, такой центр — это уже серьезная конкуренция алкогольному времяпрепровождению, точнее, медленному алкогольному самоубийству. Центры здоровья не являются беспочвенной мечтой, утопией. В ряде зарубежных стран, в том числе в странах социализма, подобные центры уже созданы и успешно функционируют. Для их открытия у нас есть и хорошо разработанная теоретическая база, и квалифицированные кадры. Осталось решить только технические проблемы и преодолеть бюрократическую инертность ряда местных органов власти. Здесь опять мы сталкиваемся с вопросами, выходящими за рамки непосредственной компетенции Минздрава. Проблема, кажущаяся на первый взгляд сугубо медицинской, оказывается социальной, и решать ее надо с соответствующим размахом, в комплексе с другими социальными проблемами, всем обществом.
Пока что ближайшие аналоги будущих центров здоровья существуют в виде самодеятельных клубов здорового образа жизни, организуемых на общественных началах. Это организации безусловно нужные и полезные, но им по понятным причинам часто не хватает размаха, широты, комплексности. Часто клубы здорового образа жизни чрезмерно сосредотачиваются на каком-нибудь одном способе оздоровления, приобретают, так сказать, узкую специализацию: в одном клубе — бегают, в другом — занимаются исключительно аутотренингом, в третьем — главенствует диета, в четвертом — атлетическая гимнастика. Все это хорошо, если не доводить увлечение до фанатизма, но все это уже несовременно. Нужно интенсивно помогать клубам превращаться в центры здоровья, реализовывать комплексный подход к оздоровлению. Один из путей приобретения клубами здоровья надежной материальной базы — их организация при крупных промышленных предприятиях. Можно попробовать наладить работу и на хозрасчетной основе. Это дело обязательно окупится: спрос на здоровье большой.
ТК: Значит, здоровый образ жизни должен утверждать себя не только через отрицание, избегание вредностей «нездорового», но и предлагать позитивные программы, приносить удовольствие?
Е. Ч.: Конечно, ведь здоровье, по определению ВОЗ, — это полное физическое, духовное и социальное благополучие. Что же может быть привлекательнее? Разве могут конкурировать с этим пьяные «удовольствия»? Их критика, разоблачение, преодоление — только одно из направлений, можно сказать, временный этап борьбы за утверждение здорового образа жизни. Здоровье является ценностью само по себе, а не только как отрицание болезни.
ТК: По официальным данным, в нашей стране 4,6 миллиона больных алкоголизмом. Если учесть, что выявляемость обычно не превышает 30 процентов всех случаев заболевания, получится весьма внушительное число. Можно ли вычерпать океан проблемы терапевтической ложкой, даже если мы обучим еще сто тысяч наркологов?
Е. Ч.: Проблема алкоголизма, хотя и имеет весьма существенный медицинский аспект, который, кстати, в последнее время многими недооценивается, все же является по своему происхождению не только и даже не столько медицинской, сколько социальной. В борьбе с этим недугом здравоохранение должно объединяться с другими сферами и направлениями общественной практики. В настоящее время Минздрав активно разрабатывает и осуществляет совместные программы и с Министерством просвещения — ведь начинать трезвенническое воспитание нужно как можно раньше — и с Министерством высшего и среднего специального образования. Медикам нужно укреплять пока еще слабые связи с общественными организациями, прежде всего с комсомолом. Минздрав сегодня, как никогда, тяготеет к объединению с другими ведомствами, к комплексному программированию своей работы. Мы выходим на широкую арену общественной практики, стремимся сделать более прочными, всесторонними и оперативными наши связи с Министерством внутренних дел, с женскими организациями. Нуждается в существенной перестройке и помощи медиков работа физкультурных и спортивных организаций: не рекорды чемпионов, а здоровье народа должно быть основной целью их деятельности.
В стране разворачивается большая комплексная программа профилактики. Она касается не только специфических проблем, например, алкоголизма, наркомании, курения. Направленность ее более широкая — формирование здорового образа жизни. Рабочие группы, осуществляющие программу, создаются сейчас в каждой области, городе. В них, кроме медиков, входят представители местных органов власти, общественных организаций, торговли, общепита. В некоторых районах комиссии по профилактике уже приступили к работе.
ТК Считаете ли Вы, что в будущем при правильной организации дела профилактика может постепенно вытеснить, заменить собой наркологию?
Е. Ч.: Может и должна. Надо только отчетливо осознавать, что это будущее, учитывая реальную ситуацию, во-первых, не наступит завтра, а во-вторых, что оно вообще никогда не наступит, если за него не бороться, если пустить дело на самотек и ограничить развитие наркологии открытием новых стационаров и амбулаторий. Бороться нужно не только с симптомами болезни, но и с ее причинами.
ТК: Как преодолеваются недостатки в работе наркологических служб, отмеченные в постановлении КПК при ЦК КПСС от 30 октября 1985 года, в майском 1987 года постановлении ЦК КПСС?
Е. Ч.: Минздрав сейчас проводит большую работу по повышению квалификации наркологов, оборудованию наркологических учреждений современной техникой, совершенствованию организационных основ работы, созданию сети пунктов анонимного лечения, наркологических стационаров при промышленных предприятиях — эта форма работы существует только в нашей стране и является очень перспективной.
Идет аттестация, и очень строгая, цель которой состоит в том, чтобы подтвердить квалификацию лучших врачей и отсеять, удалить из системы здравоохранения людей случайных, не имеющих морального, а в некоторых случаях и профессионального права работать в медицине. В ряде районов проводится эксперимент по свободному выбору больными лечащего врача. Усовершенствованы система отбора абитуриентов в медицинских вузах и программы обучения специалистов в институтах усовершенствования врачей. Особое внимание обращается на качественный результат профессиональной подготовки, на способность эффективно работать, лечить, помогать.
ТК: Евгений Иванович, не пора ли ставить вопрос о том, чтобы считать трезвость, полную трезвость, необходимым, обязательным профессиональным качеством каждого врача? Или, может быть, говорить об этом еще рановато?
Е. Ч.: Почему же рановато? Этот вопрос является как нельзя более своевременным. Я считаю, что врач не имеет профессионального права курить, что он обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами бороться против употребления алкоголя, даже в «умеренных», «культурных» дозах, и, конечно, должен показывать личный пример трезвого, здорового образа жизни. Быть пропагандистом трезвости не только по служебной инструкции в часы работы, но олицетворять собой идеалы здорового образа жизни, помогать пациенту не только медикаментами, но и воодушевлять собственным примером.
ТК: Больным или здоровым следует считать алкоголика, который прошел лечение и поддерживает режим полной трезвости в течение длительного времени?
Е. Ч.: Выражение «нормальное употребление алкоголя» теперь не случайно всегда снабжается кавычками, в том числе и в специальной литературе. Это означает, что понятие о трезвости как о норме жизни прочно входит не только в пропагандистский, идеологический, но и в научный обиход. В нравственном и гигиеническом отношении к алкоголю леченый алкоголик, поддерживающий режим трезвости, более здоров и нормален, чем «умеренно» пьющий. Другое дело, что у больного, независимо от срока воздержания, навсегда сохраняется синдром измененной реактивности — его организм иначе реагирует на алкоголь, чем организм «умеренно» пьющего, то есть «недоалкоголика». Но это уже сугубо физиологический аспект, который при трезвом образе жизни бывшего пациента не имеет никакого значения.
Признанием фактического выздоровления при соблюдении полной трезвости является снятие с наркологического учета в случае длительной и устойчивой ремиссии В социальном отношении мы этих людей считаем нормальными и здоровыми.
ТК: Что, с Вашей точки зрения, сильнее всего мешает перестройке системы здравоохранения?
Е. Ч.: Прежде всего — инертность. Перестройка требует изменения сложившихся стереотипов в том числе психологических, поведенческих, — это не всем дается легко.
Самая главная беда — отсутствие инициативы и ответственности. В течение долгого времени все было зарегламентировано, застандартизировано, занормативлено Врач превратился в простого исполнителя многочисленных, нередко противоречивых инструкций, которые были для него руководством к действию на все случаи жизни. Теперь, когда он получил свободу, необходимую для творческого подхода к делу: думай, решай, действуй самостоятельно, — он растерялся. Это особенно касается руководителей.
Врач не умеет пока заботиться о здоровье здоровых, а в некоторых случаях вообще не считает это своей профессиональной обязанностью.
Мы сейчас ставим вопрос о том, как превратить участкового врача во врача семейного, хорошо знающего всех жителей своего участка: и больных, и здоровых. Мы слишком сузили рамки деятельности участкового врача. Он фактически стал чем-то вроде диспетчера, который свою основную функцию видит в том, чтобы наскоро поставить предварительный диагноз и передать больного соответствующему специалисту. За симптомами отдельных болезней он потерял способность видеть больного человека, апеллировать к личности пациента, заниматься не только лечением, сортировкой симптомов, но и реабилитацией своего пациента, использовать в работе возможности социальной микросреды.
Начавшаяся с первого сентября реорганизация обучения в медицинских вузах предполагает, в частности, и более совершенную подготовку будущего врача к ведению профилактической работы по укреплению здоровья населения. Магистральный путь наступления на болезни — предупреждение их возникновения.
Записал К. Сурнов
«Трезвость и культура» № 10, 1987
Letzte Kommentare
А в мире вообще жесть!...
Мало иметь армию и фло...
Чё бы написал? Самсы м...
Был там, случайно сове...
Это для чего такие нов...
Artikel
Сейчас металлопрокат х...
Найдите комбинацию ...
Экс-чемпион мира гросс...
Найдите комбинацию ...
Флинтстоуны в Рок-Вега...
Fotos
— Вы сказали, что я пе...
Мать выговаривает сыну...
— Ах, дорогая, ты даже...
Ну конечно, Илон Маск ...
БАО есть БАО... пока п...
Eigene Seiten
Почему-то не могу дозв...
Ну за это на том свете...
Ох, в долг брать - тяж...
У нас зимой кто-то раз...
Это была резонансная к...