Этьен Боттино (1739-1813)
- 02 Apr 2025
- Политика, армия, война
- 24 Прочтений
- 0 Комментариев
Наускопия - что это такое?
Как только его не называют: человек-радар, человек-локатор. Он умудрялся предсказывать прибытие кораблей за несколько дней до их появления на горизонте.
Это не было врожденной способностью Этьена. Началось с того, что 23-летний инженер плыл на корабле к месту службы на остров Маврикий, скучал, подолгу разглядывал надоевший морской пейзаж, и вдруг его осенило: движущиеся суда не могут не производить в атмосфере определенного эффекта. Следует лишь разгадать, какой именно, решил он, и научиться улавливать его.
Это было в 1762 году. А через год он уже заключал пари с новыми знакомыми на острове и выигрывал, предсказывая без оптической трубы и других приборов приближение судов за 2-3 дня до того, как они становились видимыми. За ним ходила толпа зевак, и каждый новый фома неверующий упрямо объяснял предсказание простым совпадением. «Провидец» стал знаменитостью в городе Порт-Луи.
Он решил продать секрет и в письме сообщил о своих способностях морскому министру Франции маршалу де Кастри. Товар Боттино оценил высоко - 100 тысяч ливров плюс ежегодное пособие 1200 ливров. Однако министр спешить не стал и распорядился провести эксперименты. В течение двух лет наблюдения официально регистрировались. В результате было подтверждено, что Боттино действительно может определить местонахождение кораблей за 300-600 морских миль. Губернатор острова отправил новатора с отчетом во Францию.
Во время плавания Боттино оказался полезным: в одном месте предотвратил встречу с пиратами, в другом с его помощью удалось миновать опасные рифы, которые не были обозначены на карте. Во Франции приема у министра ему добиться не удалось. Злой, он болтался в порту, заключая по обыкновению пари, там и нашел его репортер «Меркюр де Франс». В интервью Этьен оттянулся по полной: «Я вынужден жить среди этого сброда, тупых и жестоких людишек, погрязших в рутине, в штыки воспринимающих любое открытие и даже новость, хотя бы на йоту выпадающие из их собственного примитивного понимания мира».
Он вернулся на Маврикий, но там ему ничего, кроме рутины, не светило. «Если раздражение и разочарование станут причиной моей кончины, прежде чем я смогу объяснить свое открытие, то мир лишится знания об искусстве, которое сделало бы честь XVIII веку», - сотрясал он воздух. Однако за-бесплатно честь своему веку он оказать не пожелал - так и умер, не открыв никому секрета «морского видения», которое он назвал наускопией (от греческого naus - корабль и skopein - видеть).
***
Letzte Kommentare
Artikel
Fotos
Eigene Seiten