Сейчас на сайте

> Гостей: 2

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,549
> Новый пользователь: Azal-mazal-aga

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Запрещали ли в СССР западную рок-музыку?Печать

Музыка бунта – а оно было?

Олег Феофанов. МУЗЫКА БУНТА (очерк о биг-бите). М., «Дет. литерат.», 1975. Тираж 100 000 экз.

Вы, наверное уже прочли эту небольшую книжку, а если не прочли, то, возможно, узнали о ней из краткой заметки-рецензии, которую опубликовала «Комсомольская правда». Ну а если вы и этой заметки не читали, то наверняка слышали о книжке Олега Феофанова от своих друзей или знакомых, интересующихся жанром биг-бита.
О «Музыке бунта» говорят и спорят, Спорят, конечно же, не только потому, что спорными являются утверждения автора, — спорны сами описываемые им характеры, события, явления...

Можно ли назвать рок-музыку музыкой бунта или это коммерция?

«Музыка бунта» — первая (и пока единственная) книжка об англо-американской рок-музыке. Не успев появиться на прилавках, она уже стала библиографической редкостью. Достать ее практически невозможно. И потому попытаемся вкратце провести вас по десяти главам книги...

Определяя биг-бит как «музыку молодежи... создаваемую и исполняемую самой молодежью», О. Феофанов, однако, не стремится объять необъятное: «Мы рассматриваем биг-бит скорее в социальном плане, оцениваем его роль в жизни молодежи и не вдаемся в теорию музыки». Определение Феофанова отличается ясностью социальной позиции: «биг-бит — зеркало молодежного бунта и отражает его противоречивость и разнохарактерность», — пишет автор во вступительной главе «Бигбит — протест и надежды молодой Америки». (К сожалению, он забывает сказать только об одном: термина «биг-бит» не знают ни в Англии, ни в Америке. Употребили его впервые в Польше, позднее — в Чехословакии и у нас. В странах английского языка используется другой термин — «рок-музыка»).

Следующие разделы книги посвящены «рождению биг-бита» (это название второй главы), в том числе и из «родников народной поэзии» (а это название третьей). Тот, кто знаком с первой книжкой О. Феофанова «Тигр в гитаре», сразу заметит, что, в сущности тот же самый материал потребовал теперь вдвое меньше места, то есть изложение стало информативнее, но при этом строже, выразительнее и самостоятельнее, характеристики чаще «попадают в цель», цитаты и описываемые факты «работают» на идейное содержание книги, а не служат лишь иллюстративной информацией, которой порой удовлетворяются невзыскательные читатели. Во второй главе повествуется о многом — от карьеры Элвиса Пресли до рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», от исследования роли насилия в американском обществе до роста самосознания американской молодежи. Не забыты (и доходчиво изложены) и такие причины появления и распространения биг-бита, как бурное развитие средств массовой информации и кризис жанра легкой музыки в США в 40-е и 50-е годы.

С любовью рассказывая о фолксингерах, черпающих вдохновение в «родниках народной поэзии», автор смог проследить течение это от истоков гордой поэзии Джо Хилла к Вуди Гатри, к Питу Сигеру, а от них — к Бобу Дилану и Джоан Баэз. За исключением, пожалуй, только Дилана никто из названных артистов прямого отношения к рок-музыке не имеет. Однако разговор о них в книге о биг-бите вполне правомерен: ведь именно на них ориентируются самые передовые его исполнители — те, о которых подробнее идет речь в седьмой главе «Музыки бунта». Правда, имя негритянского певца Таджа Махала (таков его броский псевдоним) превратилось у Феофанова в несуществующий ансамбль «Тадж Махал». К сожалению, книжка вообще пестрит неточностями такого рода...

Названия жанров негритянского музыкального творчества автор вынес в заглавие четвертой части своей книги «От духовной музыки — к музыке души». И правда, жанры эти родственны друг другу. Похожи их названия («спиричуэл» — духовные песни, «соул» — музыка души, духовного братства), похожи сами музыкальные стили, которые ими обозначаются. Поразительная судьба духовных (госпел) и светских (блюз) песен американских негров, то обращенных к богу, а то и к черту, то к самому себе, а порой по адресу своих угнетателей, — необычайно яркая страница истории музыкального искусства XX века. Прав автор, утверждающий, что без госпел не было бы ни Элвиса Пресли, ни Бадди Холли, ни Мика Джеггера.

Именно благодаря пятой главе «В поисках нового звука» можно сказать, что «Музыка бунта» — не переиздание «Тигра в гитаре», а новая книга. Та была посвящена песне, эта — музыке.

Молодые любители эстрады, завороженные новыми тембровыми возможностями современной аппаратуры, забывают порой, что главное для музыки — содержание, что никакие внешние эффекты не спасут пустых, неумелых, неинтересно написанных песен. «Неисчерпаемые возможности для преобразования звука» нередко растрачиваются впустую и служат прикрытием махрового дилетантизма, замаскированного при помощи «фаззбоксов, ревербераторов и педалей-квокеров». Об этом любители «молодежного жанре» забывать не должны.

О «Битлз» и «Роллинг Стоунз» будут еще много говорить (а главное — петь их песни). Высоко оценивая их творчество и присоединяясь к мнению газеты американских коммунистов «Дейли Уорлд» («Битлз» подключили все поколение к беспрецедентному культурному пробуждению...»), автор понимает и то, что «их творчество в основном не выходит за рамки буржуазной поп-культуры, движимой коммерцией».

Седьмая глава — «Песни протеста». Галерея достаточно четких мини-портретов исполнителей песен протеста дополнена тонкой иронией по адресу тех, для кого «протест всего лишь игра в слово «революция». Впрочем, для некоторых читателей, видимо, в новинку будет узнать и о том, что рок- музыка — это не только горячие ритмы, что в этом жанре было написано множество политических песен («Бангладеш», «Верните Ирландию ирландцам», «Власть народу!»). Не случайно следующая глава книги названа «Многоликий биг-бит».

Трагические судьбы Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, простоватые песенки ансамбля «Криденс» и симфонические композиции «Оркестра Махавишну» — все это и есть многоликий биг-бит. О нем еще много будут говорить, ведь и эстрадная музыка Англии и США «находится под сильным влиянием биг-бита», — читаем мы в конце этой главы.

Вспомнив талантливых Тома Джонса и Энгельберта Хэмпердинка и упомянув «садиста рока» Элиса Купера, О. Феофанов переходит к тем, кого перемололи «жернова коммерции» и надолго, быть может, навсегда, забыла публика (в отличие от удачливого Пресли). Вращающиеся диски грампластинок — жернова коммерции, не правда ли, эффектный и символический образ? Разоблачая махинации бизнесменов от искусства, Феофанов привлекает богатый фактический материал — это один из самых удачных разделов книги.

... «Звезды или бенгальские огни?» — в названии заключительной главы вопрос. Ответ на него далеко не однозначен, и автор снова, как бы в ускоренном темпе прокручивая магнитную ленту, перелистывает страницы собственной книги — вспоминает о жерновах коммерции, зигзагах моды, «убийстве талантов», наркомании и насилии...

Сжато и конкретно выглядят последние абзацы книги. «Не следует переоценивать значение «новой музыки» как пружины социального действия», — пишет в заключение автор, — но и «большой шум» свидетельствует о том, что... «молчаливое поколение» ушло в небытие, что американская молодежь не хочет сегодня молчать».

Так звезды или бенгальские огни? Ответ на вопрос, заданный автором, каждый читатель должен найти, для себя сам. Поразмышляйте, послушайте, почитайте. Книжка Олега Феофанова поможет вам в этом.

1976 г.

P.S. эта статья из одного советского журнала, она свидетельствует о том, что пресловутые запреты западной культуры и особенно рок-музыки в СССР, сильно преувеличены. Что в Советском союзе не боялись об этом говорить и выпускали, пусть и не в полном объеме, но выпускали пластинки многих зарубежных рок-музыкантов. И если бы не куртурная блокада, которую использовали антисоветские политики во многих капстранах, этих пластинок было бы в разы больше – СССР готов был покупать лицензии!

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.56 секунд - 33 Запросов
6,894,144 уникальных посетителей