Виктор Смольский – гитарист Rage
- 16 Dec 2024
- Музыка, театр, кино
- 15 Прочтений
- 0 Комментариев
Rage: я уже устал писать ноты
Это было одно из самых позитивных интервью, сделанных нами... Виктор Смольский, гитарист легендарной немецкой пауэр-метал команды Rage и вполне преуспевающий сольный артист, звонил в родной Минск, чтобы поделиться новостями группы, связанными с выходом альбома Carved In Stone, а также просто рассказать о своей жизни. И, знаете, даже не являясь ярым фанатом Rage, сложно было не проникнуться огромным зарядом оптимизма, энергии и несомненной харизмы Виктора, которые потоком обрушились на вашего покорного слугу, вовсе не намеревавшегося сделать этот материал хвалебной одой музыканту. Впрочем, иногда полезно бывает забыть обо всех слухах, сплетнях и скандалах, преследующих практически каждую известную персону в шоу-бизнесе, и просто поговорить о творчестве, музыке и увлечениях. Тем более, что Смольскому всегда есть, что сказать на эту тему...
Привет! Сейчас мы всеми силами готовимся к важному событию в жизни Rage: прямому эфиру на телевидении, на одном из центральных немецких каналов ProSieben. Прямая трансляция по всей Европе, огромный охват аудитории, несколько миллионов человек - такого у нас еще не было. Будем презентовать новый альбом в ток-шоу Штефана Рабса - это один из самых известных телеведущих в Германии; обычно на передачу приглашаются именитые поп- или рок-звезды. Событие действительно уровневое, и, я надеюсь, все пройдет отлично. (Эфир вполне успешно состоялся - прим, авт.)
Рад за вас. Но прежде, чем мы поговорим о новом альбоме Rage, позволь вернуться немного в прошлое, к проекту Nuclear Blast All-Stars – Into The Light, в котором ты принял более чем активное участие. Расскажи об этой необычной инициативе лейбла.
Да, это был очень интересный проект. Nuclear Blast к своему 20-летию решили организовать такой своеобразный подарок: 20 песен, разделенных по стилистике на два диска. Into The Light – более «светлые», и Out Of The Dark — более экстремальные направления металла. Соответственно, первую часть предложили сделать мне. Весь процесс занял более полугода, причем на меня повесили почти все: и песни, и запись, и общие организационные моменты. Как ты знаешь, в качестве вокалистов в проекте приняли участие Тобиас Саммет, Пиви Вагнер, Тони Какко, Мэтс Левен, Шмер, Ханси Кюрш, Марко Хиетала и Тарья Турунен – люди довольно известные и занятые, поэтому организовать запись было непросто. Я делал демо-варианты песен, вокальных мелодий, отсылал им с просьбой что-то поменять - по необходимости. В принципе, никто ничего не менял, все остались довольны. Это была интересная работа.
Действительно, альбом вышел поинтереснее, чем обычно предполагают подобные «заказные» проекты. Несмотря на разных вокалистов и стилистику, он воспринимается как единая цельная работа - причем, именно твоя работа, почерк чувствуется сразу.
Спасибо! Да, отчасти это можно назвать и моим «сольным» альбомом. Тен более, что песни, которые спели Ханси Кюрш и Тарья Турунен, были взяты из багажа моего старого прогрессив-метал проекта Mind Odyssey. Кстати, сообщу тебе новость: мы возобновляем деятельность Mind Odyssey - этим летом запись нового альбома!
Приятно слышать. О других твоих проектах поговорим чуть позже, а сейчас давай перейдем с компиляции Nuclear Blast непосредственно на сам лейбл. Кроме этого проекта и группы Rage, принимаешь ли ты какое-либо участие в жизни конторы?
Скажем так, формально - нет, никаких административных функций я не выполняю. Однако в том, что касается работы для музыкантов, продюсирования, студий и прочего - бывает. К примеру, я делал некоторые оркестровые и хоровые партии для Bind Guardian, для компьютерной игры, еще для некоторых проектов. Общение идет постоянно, и вот совсем недавно я занимался оркестровкой нового альбома Saxon.
Со стороны «Нуклеары» кажутся этакой монстрообразной издающей машиной, важнейшим элементом современной метал-сцены... Хотелось узнать по твоему личному опыту: насколько «формализованы» отношения менеджмента и музыкантов?
Естественно, это крупнейшая контора с очень профессиональным отношением к своему делу. Это очень серьезный бизнес, но общаться со всеми там можно вполне нормально. Никакой «звездной болезни». С другой стороны, если группа не продается, она вылетает оттуда очень быстро. Мы выбрали именно этот лейбл, при схожих условиях на SPV, именно из-за фактора общения, которое с Nuclear Blast проходит легче, чем со многими другими фирмами.
Новый альбом Rage показался мне явным «приветом» в 60-е: почти нет привычных симфонических аранжировок, песни более жесткие и прямые... С чем это связано?
Скажем так: мы решили немного отдохнуть от всей этой симфоничности. Последние 2 года у нас были слишком насыщены оркестрами: прошлый альбом Rage, российские концерты, выступления в Чехии на Masters Of Rock и в Германии на Wacken Open Air (там, кстати, был записан наш новый концертный DVD). В общем, очень много всего с оркестром. Это, конечно, огромнейший кайф и удовольствие, но... игра с оркестром - это все-таки что-то совсем другое. Другое чувство ритма, другое звучание и энергетика. И это уже немного приелось. Поэтому мы решили «рокануть» и записать альбом крепких металлических песен с клевыми риффами и хорошими мелодиями, а не делать эти громадные продюсерские полотна. В общем, я уже устал писать ноты. (Смеется.) И не думаю, что это можно назвать возвращением в 80-е – просто сейчас мы так ощущаем музыку Rage. Кроме того, повлиял и приход нового барабанщика: с ним мы впервые за последние пару лет почувствовали настоящий кайф от игры живьем, от живых репетиций. Этого не было уже давно.
Кстати, хотел узнать подробнее: каковы были причины ухода из Rage прошлого ударника Майка Терраны? Личные или музыкальные разногласия?
В основном личные, потому как работать с парнишкой стало просто невозможно. Ему нужен серьезный психолог. Это человек, который постоянно играет где-то и одновременно нигде, поскольку его рано или поздно отовсюду выгоняют. У Майка с психикой большие-большие проблемы, а в последнем туре Rage он стал особенно агрессивным. После того, как он плюнул Пиви в лицо прямо на сцене... Я вообще удивился, как Пиви тогда сдержался и не стер его в порошок. Майку до сих пор сильно везет, что его все жалеют и никто не отвечает серьезно. Когда-нибудь он нарвется на не такого уравновешенного человека, как Пиви... В общем, удовольствия от игры в туре не было никакого, и после возвращения все наши техники, абсолютно все, сказали: «Извините, ребята, но с Майком мы больше работать не будем!» Все хотели уйти из-за одного человека. Поэтому сейчас мы даже не созваниваемся, не знаем, где он живет. Майк почти каждый год меняет адрес и страну - в зависимости от того, какая «девочка» его примет и за него заплатит. Поэтому у нас такой кайф появился в группе с приходом Андри... Столько удовольствия от живой совместной игры, что и песни новые получились очень живыми: в студийном варианте они звучат практически так же, как мы их играем на репетициях!
Ага. Кроме того, я заметил, что барабаны звучат более жестко: двойные бас-бочки, четкий акцентированный метал-подход...
Да, верно. Андри – чисто металлический барабанщик, который, в отличие от того же Терраны, слушает и любит металл. Майк металл вообще ненавидит и играет чисто ради заработка, поскольку ничего другого делать не умеет. Сейчас мы проехали с новым драммером трассу, и я могу сказать, что все ОК. До этого Андри играл, кстати, во многих метал-командах (Silent Force, Axxis и т.д.), так что опыта хватает. Сейчас он продолжает работать с Axxis - но, естественно, только тогда, когда свободен от графика Rage.
Выше, когда ты говорил о различии звучания при использовании оркестра, был затронут интересный момент. Если расширить эту тему, можно вспомнить высказывания некоторых известных музыкантов, что, мол, для написания действительно «качающей» метал-темы с хорошими риффами желательно забыть о классическом музыкальном подходе вообще. Как человек, хорошо знающий классику, можешь с этим согласиться?
Эмоционально и идейно для меня разницы нет. Разница только в инструментах, и - огромная разница - в ритме и чувстве ритма. Группа играет «в клик», т.е. очень ровно, четко в ритме и темпе. И это совершенно несовместимо с оркестром. Оркестр живет тем, что ритм чуть-чуть плавает. В любом классическом образовании считается, что если произведение играется очень-очень ровно, то все будут недовольны. Ровно играть в классике - в принципе, плохо. Плюс, в полном оркестре, пока звук докатится от дирижера до 6-го пульта, всегда есть какая-то минимальная задержка, и это также вносит свои коррективы. Поэтому, когда группа играет с оркестром, приходится отчасти забывать о метал-подходе, стараться «плыть по течению», иначе не будет общего крепкого звучания. Здесь очень важно хорошо слышать других и играть вместе. А в металле важнее жесткий ритм, никаких «левых» замедлений или ускорений - если это, конечно, не импровизация.
Как ты считаешь, есть ли в современной классической музыке какое-то развитие, настоящая жизнь, или она является сейчас лишь воспроизведением созданных ранее образцов?
Не согласен, что классика не развивается и не меняется. Естественно, была создана какая-то база, фундамент, на основе которого все строится. Как, в общем-то, и в других направлениях музыки. Однако существует немало современных классических композиторов, внедривших что-то новое в звучание и аранжировки. Возможно, эти нюансы не всем заметны, особенно людям «со стороны», однако изменений, на самом деле, много.
Вообще, «микс» классики и металла очень интересен и может дать еще немало впечатляющих результатов. Необходим лишь верный подход. Кстати, что самое клевое, благодаря такому смешению стилей у металла появляется совершенно новая аудитория: я общался со многими европейскими критиками, и только сейчас они начинают принимать рок-музыку серьезно - после того, как побывали на тяжелых концертах с симфоническим оркестром. С другой стороны, и металлисты перестали ненавидеть скрипки: меня поразило, что во время чисто оркестровых проигрышей на нашем «вакеновском» концерте публика продолжала танцевать и радоваться! Очень здорово.
Сейчас Виктор Смольский - довольно успешный музыкант и продюсер, достигший признания на немецкой и мировой метал-сцене. Однако в свое время ты был никому не известным молодым гитаристом, приехавшим в Германию из Белоруссии. Вспомни те годы - насколько тяжело было начинать?
К счастью, ничем другим, кроме музыки, мне даже тогда не приходилось заниматься. Тем более, что группу «Инспектор», в которой я играл, заметил немецкий продюсер Франк Борнеманн. Он же организовал турне по Германии и выпуск дебютного CD. Кстати сказать, это был ПЕРВЫЙ компакт-диск в истории Белоруссии! «Песняры» выпустили только через 2 года. А тогда шел 1993-й, и мы были первыми. После этого у меня появился контракт, и началась работа. Конечно, поначалу было тяжело: знание немецкого языка никакое (я приехал с английским), очень много приходилось и учить, и играть... Были неплохие контакты, но все равно привыкнуть сложно: законы и стили игры здесь совершенно другие. Если с «Инспектором» мы играли этакий «компот» из всех стилей, от трэша до блюза, то здесь шло жесткое разделение. Поэтому делать первые записи в заданной стилистике для кого-то было не так просто. Тем не менее, получилось влиться в эту атмосферу, и вскоре поступило предложение от Mind Odyssey, начались гастроли по Европе. В общем, привык быстро, но первое время это была круглосуточная работа: ехать на машине за тысячи километров от одной студии в другую, записывать там гитары... Записей было ОЧЕНЬ много. Хотя, честно скажу, с нашей (белорусской) музыкальной базой, с тем образованием, которое мы получаем в Консерватории, все выходит гораздо проще. По части теории здесь можно заткнуть кого угодно! (Смеется.)
Ага, гордость за родную страну берет. Кстати, продолжая «ученическую» тему: насколько я знаю, у тебя какое-то время назад была собственная гитарная школа. Существует ли она сейчас?
Да, на некоторое время я ее забросил - времени совершенно не было - однако не так давно открыл вновь. Учеников очень много, и чисто ради них я вновь занялся этим - ну, просто достали с просьбами! Хотя, конечно, преподавать - огромное удовольствие. Приезжают люди со всего мира, причем иногда на самолете, черт знает откуда, только для того, чтобы 2 часа позаниматься и опять улететь... Я просто не мог отказать. Да и работать приятно - многие из учеников уже вошли в профессиональный бизнес, школа на подъеме, масса интересного общения. Я придумал хороший план занятий, включающий в себя и частные, и групповые уроки, плюс какой-то опыт в студии. Взял еще нескольких учителей, которые заменяют меня, когда я занят. Недавно вот появились новые студенты из Москвы... приятно.
Приезжают учиться металлу или общей гитарной теории и практике?
По-разному. Я не придерживаюсь каких-то жестких рамок. Идет общий курс, в который входит все: и теория, и какие-то техники игры, и студийная работа, и необходимые познания в бизнесе. Я стал преподавать совершенно по-другому: не основываясь на каких-то общепринятых методиках, а передавая свой личный опыт, в том числе деловой. Что я узнал о бизнесе, об авторских правах, наравне с принципами аранжировки... Наверное, как раз это многих и заинтересовало. Потому как школ чисто по теории много, а такие практические знания мало кто дает - хотя эта информация нужна начинающим музыкантам.
А если вспомнить твою собственную гитарную молодость - были тогда какие-то «учителя», ориентиры?
Отличных гитаристов очень много, и я никогда на ком-то конкретном не зацикливался. Хотя, по детству, как и многие, «переболел» Стивом Ваем. Кстати, было очень интересно поехать с ним на гастроли: мы вместе катались по Азии, я сделал для него суппорт-программу, вместе выступали в Корее... Вообще, в последнее время я со многими гитаристами познакомился, которые, может быть, малоизвестны широкому кругу, но которые играют так, что просто челюсть отпадает. Например, в Америке я встретился и работал в студии вместе с гитаристом по имени Шон Лэйн (к сожалению, он уже умер). Какой это был музыкант! С такой техникой, с такими мыслями... Это был сольный артист, который также занимался студийной гитарной работой для других групп. И кроме него очень много таких личностей, которые, возможно, играют не самую востребованную музыку, не горят большим желанием стать популярными - но их уровень игры просто великолепен.
Из молодых метал-команд, которые встречались за последнее время, можешь кого-то выделить?
Ты знаешь, есть очень много хороших команд, и я пытаюсь по мере возможности помогать наиболее перспективным. Например, очень интересная находка, которую я сделал во время последних гастролей по России, - краснодарская группа FreaKozaks. Этих «казаков» я нашел случайно в студии в Краснодаре, в которой мы тогда записывали альбом проекта с участием Джеймса ЛаБри - The True Symphonic Rockestra. FreaKozaks - совершенно молодой коллектив, никому не известный, но дико интересный, с высочайшим музыкальным уровнем. Я сейчас делаю им контракт, продюсирую и беру с собой в качестве разогрева на гастроли Rage по всей Европе! Большой концертный тур, более 30 концертов на крупных площадках. Кстати, планирую развивать эту линию и дальше, интегрировать наши молодые команды в мировую сцену, чтобы все-таки выезжали, показывали свое мастерство. Ведь пробиться в наших условиях им ОЧЕНЬ тяжело, необходима помощь. Сейчас я подписываю для FreaKozaks все необходимые бумаги, и вскоре европейская публика познакомится с ними!
Здорово. Однако помимо Rage, сольных проектов, продюсирования, записи и других занятий, связанных с музыкой, у тебя остается время еще на одно серьезное увлечение - автоспорт. Расскажи о нем подробнее.
Действительно, этому увлечению уже много лет, и оно очень серьезное. Надо ведь хоть как-то отключаться от музыки и количества нот, чтобы совсем не свихнуться. (Смеется.) Автогонки подходят для этого идеально. Тем более, что я занимаюсь этим профессионально: это серьезные контракты, национальный чемпионат Германии. Прошлый год был для меня самым успешным в карьере автогонщика: в одной из самых престижных гонок на длинные дистанции я два раза занял первое место. В этом году буду принимать участие в крупнейшей 24-часовой гонке, уже в пятый раз, и вновь надеюсь на хороший результат. Кроме Германии, иногда выезжаем в Финляндию, другие страны... Вообще, у нас подобралась очень клевая спортивная команда, и довольно успешно все складывается, даже как-то неожиданно. Очень увлекает, и иногда я даже стараюсь себя останавливать, чтобы это не шло в ущерб музыке. Кстати, во время последнего визита в Минск я говорил с белорусской раллийной организацией - возможно, приму участие и в наших гонках.
Насколько часто удается приезжать в родной город? Скучаешь?
К сожалению, в последнее время очень редко, примерно раз в полгода. Хотелось бы приезжать намного чаще - в Минске мне очень нравится. Тем более, что наши выступления и записи с оркестром проходили именно с музыкантами минской Консерватории. И, знаешь, по отзывам всех критиков, наш молодежный оркестр отыграл на европейских фестивалях круче всех остальных! Лучше Пражского и Лондонского симфонических, так все говорили. Минская музыкальная школа по-прежнему на высоте!
О чем мечтаешь сейчас - как музыкант, как человек?
Ты знаешь, прежде всего не мечты, а планы: огромное европейское, а после и мировое турне в поддержку нового альбома Rage, затем запись нового диска возрожденных Mind Odyssey для Napalm Records. А к концу года, если останется время, хочу все же закончить очередной сольный альбом. Слишком глобальных планов на будущее нет – я считаю себя очень счастливым человеком, все мечты молодости осуществились. Я занимаюсь любимым делом, и занимаюсь им успешно - чего еще можно желать?.. На своем опыте я убедился, что все мечты сбываются. Если никогда не отступать, верить в них, упорно работать для достижения цепи - тогда все получится!
А. Некрасов, 2008 г.
Letzte Kommentare
Кроме того, этот сильн...
А в мире вообще жесть!...
Мало иметь армию и фло...
Чё бы написал? Самсы м...
Был там, случайно сове...
Artikel
1994 год - банные цены...
Сейчас металлопрокат х...
Найдите комбинацию ...
Экс-чемпион мира гросс...
Найдите комбинацию ...
Fotos
Стали известны подробн...
Обнародованы пикантные...
На крыше одной из гост...
В ванной комнате собст...
Несколько лет строится...
Eigene Seiten
Но до февраля нам еще ...
Почему-то не могу дозв...
Ну за это на том свете...
Ох, в долг брать - тяж...
У нас зимой кто-то раз...