Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 3

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,446
> Новый пользователь: MichaelOxite

Счетчики



Яндекс.Метрика

Интеллектуальное воспитание

Интеллектуальное воспитание

 

Мать О воспитании Шри Ауробиндо, интеллектуальноеИнтеллектуальное воспитание - это самый известный и чаще всего используемый раздел воспитания. И, тем не менее, за редким исключением, обычно используются далеко не все его возможности, что делает его неполным и, в конечном счете, малоэффективным.

 

Вообще считается, что школьное обучение вполне обеспечивает необходимое интеллектуальное воспитание. И если ребенок в течение нескольких лет обучался каким-то предметам – становясь, скорее, «напичканным» знаниями, нежели действительно образованным, - то считается, что все необходимое для его интеллектуального развития было сделано. Но в действительности никакого воспитания не было предпринято вообще. Даже когда такое обучение преподается с должной мерой и проницательностью и не оказывает постоянного вредного воздействия на мозг, оно не в силах развить у человеческого разума те способности, которые делают его достойным и полезным инструментом. Такого рода обучение остается в лучшем случае некой умственной гимнастикой, повышающей гибкость ума. В этом смысле каждый из разделов человеческого обучения это, по сути, свой особый вид умственной гимнастики, и каждому такому разделу соответствует свой особый, хорошо оформленный язык, со своими словесными определениями.

 

Настоящее же интеллектуальное воспитание, способное подготовить человека к более высокой жизни, предполагает пять существенных моментов, пять ступеней. Обычно они следуют одна за другой, но у особо одаренных людей могут чередоваться или даже сочетаться. Вот вкратце эти ступени:

 

1. Развитие силы концентрации, способности сосредоточивать внимание.

2. Развитие способности расширяться, способности к широкому охвату, к комплексному подходу, к богатству восприятия.

3. Организация представлений вокруг центральной идеи, высшего идеала или наиболее светлого образа, который будет руководить жизнью.

4. Контроль мышления, отказ от нежелательных мыслей, так чтобы каждый мог научиться в конечном итоге думать только о том, о чем он хочет и когда хочет.

5. Развитие безмолвия ума и совершенного покоя, постоянный рост восприимчивости к тем влияниям, которые приходят от более высоких сфер нашего существа.

 

Здесь невозможно говорить подробно о конкретных методах применительно к каждой из ступеней воспитания и учесть все индивидуальные особенности. Однако некоторые пояснения можно дать.

 

Нельзя не согласиться с тем, что из всех препятствий на пути интеллектуального развития ребенка самым большим будет постоянная рассеянность мысли. Его мысль порхает беспорядочно, подобно мотыльку, и требуется неимоверное усилие, чтобы ее остановить. И, тем не менее, способность к этому у него есть. Так, если вам удастся заинтересовать его чем-то, он в состоянии уделить этому достаточно внимания. Тогда искусство воспитателя будет состоять в том, чтобы приучить постепенно ребенка к способности дольше сохранять внимание и к возможности все глубже и глубже погружаться в выполняемую им работу. Полезным будет все, что позволяет развить способность быть внимательным: возможны любые средства в зависимости от потребностей и окружающих условий - от игр до награды. Но важнее всего психологическое действие: самыми лучшими будут средства, пробуждающие в ребенке интерес к предмету, который он хочет изучать, вкус к работе, желание развиваться. Любить учиться это самый дорогой подарок, который можно преподнести ребенку: любить учиться всегда и при любых обстоятельствах. Пусть все условия, все события в жизни станут постоянно возобновляющейся возможностью узнавать все больше и больше.

 

Для этого необходимо, чтобы внимание и способность сосредоточиваться дополнялись наблюдательностью, точным описанием и хорошей памятью. Способность наблюдать может быть развита самыми разными и неожиданными упражнениями, позволяющими использовать любой повод для того, чтобы сохранить широту, подвижность, быстроту мышления ребенка. Важно следить, прежде всего, за ростом понимания, а потом уже памяти. Мы знаем только то, что поняли. Вещи, воспринятые на веру, механически, постепенно затуманиваются и, в конце концов, забываются. То, что вы поняли, вы не забудете. Более того, никогда нельзя отказывать ребенку в том, чтобы объяснять все его «как» и «почему». Если не можете сделать это сами, отошлите его к тому, кто это сможет, или к книге, которая даст ответ на вопрос. И тем самым вы пробуждаете в ребенке вкус к настоящему исследованию и привычку прилагать усилия, для того чтобы узнавать новое.

 

Так мы естественным образом подходим ко второй ступени развития, на которой ум должен стать шире и обогатиться.

 

По мере того как ребенок развивается, вы будете показывать ему, что при правильной постановке вопроса объектом, достойным изучения, может быть буквально все. Самая лучшая школа это повседневная жизнь, каждый ее момент: она наполнена разнообразными, сложными, непредвиденными опытами, проблемами, ждущими решения, ясными и точными примерами и очевидными последствиями. Как легко пробудить в ребенке здоровое любопытство, если только отвечать умно и ясно на все его бесконечные вопросы! Интересный ответ вызывает в свою очередь другие, и ребенок, заинтересовавшись, узнает гораздо больше, чем он узнал бы сидя за школьной партой. Тщательным и толковым подбором книг нужно помочь ему привить вкус к здоровому чтению, которое было бы одновременно и поучительным и привлекательным. И в этом случае вам также не стоит бояться ничего, что пробуждает и поощряет его воображение: именно воображение развивает творческие способности ума и именно благодаря воображению обучение становится живым, а ум с радостью развивается.

 

Для того чтобы повысить гибкость и понятливость ума, необходимо не только следить за подбором большего числа и разнообразия тем для обучения, но, в частности, и за различными приложениями одной и той же темы; таким образом, ребенок на практике поймет, что существует множество подходов для решения одной и той же интеллектуальной проблемы. Это даст возможность избежать косности ума и обеспечит в то же время богатство и гибкость мысли, способной к обобщению и осмысленному синтезу. А ребенок вместе с тем проникнется чувством крайней относительности интеллектуального знания и мало-помалу начнет пробуждаться к тому, чтобы впитывать знания из истинного источника.

 

Действительно, по мере того как ребенок растет и развивается, его ум также становится все более зрелым и способным к обобщению; а вместе с этим неизбежно приходит и потребность в некой несомненности, в знании, достаточно надежном, чтобы служить основой для интеллектуального построения, способного выдержать все разнообразие, разрозненность, а подчас и противоречивость представлений, собранных в уме, организовать их и упорядочить. Такое упорядочивание в действительности крайне необходимо, для того чтобы избежать путаницы в собственных мыслях. Любые противоречия возможно превратить в противоположности, дополняющие друг друга, но для этого нужно вначале открыть более универсальную идею, которая может их гармонизировать. Полезно каждую проблему рассматривать с разных точек зрения, чтобы избежать частного и ограниченного понимания ее: но для того чтобы мысль стала действенной и плодотворной, всегда в конечном итоге должен быть предпринят естественный и логичный синтез всех рассмотренных точек зрения. Однако если вы хотите, чтобы такое обобщение было действенным и конструктивным, вам нужно с особой тщательностью отнестись к выбору центральной идеи вашего интеллектуального обобщения, так как от этого будет зависеть ценность вашего синтеза. Чем более возвышенной и широкой будет ваша центральная идея, чем более она будет универсальной, превосходящей нынешние обстоятельства, тем большее число и сложность представлений, понятий и мыслей она сможет организовать и гармонизировать.

 

Понятно, что работа по организации ума, не может быть выполнена в один прием. Чтобы у человека сохранились бодрость и юность мышления, ум должен все время развиваться, пересматривать свои старые понятия в свете новых знаний, расширяя свои представления, включая в них новые понятия и, тем самым, переопределяя и перестраивая свои мысли так, чтобы каждая из них могла найти надлежащее место среди других, а целостность оставалась гармоничной и упорядоченной.

 

Все сказанное касается только рассуждающего ума, ума изучающего. Но изучение это только одна часть активности ума; другая, не менее важная, это созидательный труд, способность придавать форму и, тем самым, готовить к действию. Эта часть ментальной активности, хотя и очень важная, редко становилась темой какого бы то ни было специального исследования или дисциплины. Только тот, кто по каким-то причинам стремится добиться прямого контроля своих умственных активностей, озабочен исследованием и дисциплинированием этой способности формировать: но и тогда, берясь за ее тренировку, он сталкивается с трудностями, которые кажутся почти непреодолимыми.

 

И все же овладение этой формирующей деятельностью ума остается одним из самых важных моментов в самовоспитании: можно сказать, что без него невозможно никакое интеллектуальное мастерство. Когда речь идет об изучении, исследовании, приемлемы любые идеи, и они должны быть включены в обобщение, сама суть которого быть как можно более разносторонним и полным, но когда дело касается действия, все как раз наоборот. Все идеи, принимаемые к воплощению в действие, должны проходить строгий контроль. И только те, которые согласуются с общим направлением центральной идеи, вокруг которой построено интеллектуальное обобщение, могут быть допущены к возможности выразиться в действии. Это значит, что каждую мысль, проникающую в сознание ума, нужно проверять центральной идеей; если ей находится подходящее место среди уже сгруппированных мыслей, она может быть допущена к обобщению, если нет, ее надобно отвергнуть, чтобы она не оказывала на действие никакого влияния. Такую интеллектуальную чистку необходимо проделывать регулярно, чтобы поддерживать постоянный контроль над всеми действиями.

 

Для этой цели полезно ежедневно выделять какое-то время для того, чтобы спокойно просмотреть все свои мысли и навести в них общий порядок. Развив в себе такую привычку, вы сможете поддерживать порядок в мыслях даже во время работы и действия и будете способны не допускать того, что не полезно для предпринимаемого дела. В частности, если способность сосредоточиваться и быть внимательным все время совершенствуется, активное внешнее сознание будет соглашаться только с необходимыми мыслями, и тогда они станут более динамичными и действенными. А если в процессе интенсивной сосредоточенности понадобится совсем перестать думать, то можно будет остановить всякое движение в уме и добиться практически полного безмолвия. В этом безмолвии можно постепенно открыться более высоким зонам ума и научиться воспринимать влияния, идущие оттуда.

 

Но и до наступления этого момента безмолвие само по себе будет крайне полезным: у большинства людей, имеющих сколько-нибудь развитый и активный ум, он никогда не отдыхает. Если в течение дня его активность еще находится под каким-то контролем, то ночью, пока тело спит, контроль бодрствующего состояния почти полностью прекращается, и ум допускает случайные и подчас никак не связанные между собой движения. Это создает сильное напряжение, ведущее к утомлению и ослаблению умственных способностей.

 

Подобно другим частям человеческой природы ум тоже нуждается в отдыхе, но он не получит его до тех пор, пока мы не поймем как его обеспечить. Умение предоставлять уму возможность отдыха это то, ради чего следует потрудиться. Смена умственной деятельности дает хороший результат, но самый полный отдых приносит безмолвие. А в отношении умственных способностей - несколько минут, проведенных в покое безмолвия, дают гораздо лучший отдых, чем долгие часы сна.

 

Когда человек овладеет способностью достигать по желанию безмолвия ума, тогда не останется больше задач, которые он не сможет решить, не будет такого интеллектуального затруднения, из которого он не сможет выйти. Беспокойная мысль становится невыразительной и беспомощной; когда же покой воспринят, может проявиться свет и осветить новые горизонты возможностей человека.

 

- Скачать полностью книгу вы можете здесь!

 

Мать "О воспитании" Шри Ауробиндо - перевод с английского О.Сафпонова

 

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.20 секунд - 31 Запросов
5,388,096 уникальных посетителей