Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 9

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,550
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Либерти - долгая жизнь судов

Либерти - долгая жизнь судов

 

Прошло немногим более 20 лет, как из списка судов Азовского морского пароходства были исключены последние на Украине универсальные сухогрузные суда типа «Либерти»: пароходы «Тбилиси» и «Александр Суворов».

 

Суда прожили славную жизнь, которая началась в 1943 году на судостроительной верфи «Орегон Шипбилдинг Корпорейшн», расположенной в американском городе Портланде. Отходить морями и океанами более чем по 33 года суждено не многим сухогрузам, при том, что первоначально они строились на один переход через Атлантический или Тихий океаны. Суда этого типа строились из-за острой нехватки тоннажа, появившейся в ходе второй мировой войны у стран антигитлеровской коалиции. Фашистская Германия вывела свой военно-морской флот, в том числе и подводный, на транспортные судоходные пути Атлантического океана. Там немецкие корабли наносили значительные потери транспортному флоту коалиции, в первую очередь Великобритании.

 

С 1 сентября 1939-го по декабрь 1940 года Великобритания лишилась 20% своего тоннажа (585 судов тоннажем 4,5 млн тонн), а к лету 1941 года он сократился на треть. Потери флота других государств составили по дедвейту 1,5 млн тонн. На это же время приходится увеличение военной помощи европейским и азиатским странам по ленд-лизу Соединенными Штатами Америки. Основную нагрузку по восполнению и наращиванию тоннажа, в том числе и сухогрузного универсального флота, взяли на себя США. Именно тогда на базе британского стандартного грузового судна дедвейтом 10 тыс. тонн был спроектирован и запушен в серийное производство универсальный сухогрузный пароход типа «Либерти» (проект ES2-S-CIMK).

 

Киль головного судна заложили в городе Балтиморе 30 апреля, а спуск на воду состоялся 27 сентября 1941 года. Суда этого типа были сварными, двухпалубными, с пятью грузовыми отсеками, с надстройкой и машинным отделением в средней части, с семью водонепроницаемыми переборками, которые обеспечивали непотопляемость судна при затоплении любого отсека. Они были рассчитаны на работу в неограниченном районе плавания. Судовые электростанции, насосы, грузовые лебедки, рулевая машина, брашпиль, швартовная лебедка имели привод от соответствующих паровых машин. Отопление — паровое. Спасательные средства — две моторные шлюпки вместимостью по 20 человек, две гребные шлюпки по 30 человек, два плота и шестьдесят нагрудников. Якорное устройство состояло из двух цепей длиной по 250 м калибром 57 мм. Для охлаждения провизионной кладовой имелась одна рефрижераторная установка. Температурный режим поддерживался автоматически от -9,5 до +5.0°С. , Суда серии незначительно отличались по размерам и весовым характеристикам, но разнились в грузовых устройствах. Все суда вооружались десятью легкими стрелами грузоподъемностью по 3, 4 или 5 тонн. Тяжеловесных стрел было по одной (обычно 50 т) или две. грузоподъемность их варьировалась. Предусматривалась установка двух орудий (до 6 дюймов), 6—8 зенитных автоматов (20—40 мм), пулеметов, глубинных бомб. Однако в первые годы войны не все суда полностью укомплектовывались вооружением из-за его отсутствия. Корпуса оборудовались размагничивающими устройствами, а рулевые и штурманские рубки защищались железобетонными плитами.

 

На некоторых судах устанавливались устройства для крепления противоторпедных сетей. Строительство было организовано на судоверфях Тихоокеанского и Атлантического побережья США. Суда серии собирались конвейерным методом с использованием электросварки, в том числе автоматической. Применение этих новшеств в судостроении позволило довести производительный цикл сборки судна до двух месяцев, а абсолютный рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил 111 часов 30 минут (верфь в городе Ричмонде). Стоимость постройки судов на различных верфях значительно колебалась. На судоверфях штата Калифорния первое судно стоило 1178 тысяч долларов, а 124-е — 692 тысячи. В целом увеличение судостроительного потенциала по «Либерти» было достигнуто за счет развития материально-технической базы судостроения, упрощения обводов корпуса, максимального упрощения и унификации судового оборудования, применения новой технологии сборки и быстрой подготовки судостроительных кадров, особенно сварщиков. В шутку говорили, что «Либерти» варили парикмахеры.

 

Упрощение конструкций, снижение требований к материалам и качеству выполнения работ явились причиной ослабления корпуса, что приводило при продольной качке к трещинам палубы, а в худших случаях (их было 8) — к разрушению корпуса. В связи с этим проект совершенствовался, а у построенных судов укреплялся корпус. Суда много работали в условиях военного времени, доставляя технику, стратегические материалы и продовольствие в Великобританию, Китай, СССР и другие страны коалиции. А часть из них продолжила трудиться и в послевоенные годы.

 

Поступление «Либерти» в СССР по ленд-лизу и закупкам началось с января 1943 года. Для их приема из Союза отправлялись укомплектованные экипажи. Там же, в Америке, суда загружались, в основном военной техникой, оружием, боеприпасами, военным снаряжением, продовольствием, после чего следовали в порты Союза. На Дальнем Востоке основным портом выгрузки был Владивосток. На европейском Севере — порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск. На «Либерти» Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) перевозились грузы из Австралии, Новой Зеландии, Индии, Индонезии. Судами этого типа обеспечивали снабжение войск Карельского фронта во время военных действий, связанных с ликвидацией очагов второй мировой на Тихом океане, а также осуществляли перевозки народнохозяйственных грузов.

 

30 декабря 1944 года на переходе Мурманск — Лиинахомари был торпедирован немецкой подводной лодкой пароход «Тбилиси». Разорванная взрывом носовая часть парохода затонула, кормовая осталась на плаву. 14 человек погибли, остальные были спасены. Когда шторм утих, корму «Тбилиси» сняли с мели в районе острова Кильдин, куда ее прибило ветром и течением, и отбуксировали в порт на разгрузку. Уже после войны на Архангельском судоремонтном заводе «Красная кузница» к кормовой части присоединили носовую однотипного судна. Таким образом второй раз родился пароход «Тбилиси», капитаном которого был назначен А. Качарава. В военные годы на «Либерти» («Жан Жорес») работала первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина.

 

Всего за военные годы построено 2770 судов типа «Либерти» различной модификации, из них погибло 200 единиц. Воздавая должное судостроителям и морякам за огромный вклад в общую победу, в США ежегодно 27 сентября отмечают День «Либерти». После окончания второй мировой войны потребность в перевозках военных грузов резко сократилась, и, естественно, уменьшилась потребность в судах типа «Либерти». Они распродавались, ставились на прикол, а находящиеся в других странах по ленд-лизу возвращались в пенаты, где их ждала разделка.

 

Советская гавань судно СССР типа Либерти

 

В Советском Союзе эти суда с окончанием войны сразу включились в работу по восстановлению народного хозяйства, по обеспечению внешнеторговых перевозок. Они были крупнейшими по размерам в составе универсального сухогрузного флота. Паспортная грузоподъемность «Либерти» составляла 8,3 тысячи тонн, а средняя грузоподъемность судна транспортного морского флота Союза на начало 1946 года — 3,1 тысячи. Все суда были переоборудованы, переоснащены, все они получили новое навигационное отечественное оборудование (магнитные компасы, гирокомпасы, радиопеленгаторы, радиолокаторы, эхолоты, лаги), на некоторых появились установки кондиционирования воздуха в служебных и жилых помещениях («Бештау», «Саяны»). Твиндеки нескольких судов («Брянск», «Витебск», «Каменец-Подольский») переоборудовали для перевозки пассажиров (до 568 взрослых и до 100 детей на судно).

 

На момент завершения войны суда типа «Либерти» находились на Дальнем Востоке (ДВМП) и на европейском Севере (ММП). С целью решения общегосударственных транспортных задач и возможного максимального технического использования они из ДВМП и ММП передавались в Черноморское, Азовское и Балтийское морские пароходства. В начале 1967 года наличие судов «Либерти» по пароходствам ММФ было следующим: ДВМП — 23 ед., ЧМП — 13 ед., БМП — 7 ед., АМП — 2 ед., ММП — 1 ед. Суда ДВМП работали большей частью в каботажном плавании, обеспечивая грузами побережья Японского и Охотского морей, Тиоокеанское побережье Камчатки, Чукотки, Северных морей, островов Курильской гряды и острова Сахалин, а также выполняли внешнеторговые перевозки грузов, как правило, в страны Азии и Австралии. «Либерти» ЧМП в основном работали на порты Средиземноморья, Индии, ходили в дальневосточные порты Союза. БМП направляло свои суда в порты Великобритании и Северной Европы, делало рейсы в большом каботаже на северные и дальневосточные порты Союза. Азовчане ходили на порты Средиземноморья. В начале 1974 года в составе ММФ было 19 судов «Либерти» из них 7 ед. в украинских пароход-ствах (ЧМП — 4 судна, АМП — 3). Следовательно, суда типа «Либерти» военных лет постройки продолжали работать, когда Минморфлот СССР (с шестидесятых годов) начал качественно новый этап развития морского транспорта, включавший крупномасштабное пополнение транспортного флота. В этот период практически каждую неделю вступало в эксплуатацию два-три новых судна, среднегодовые темпы пополнения тоннажа составляли 1 млн тонн.

 

В состав только универсального сухогрузного флота стали поступать суда отечественной постройки типа: «Ленинский Комсомол», «Полтава», «Бежица»; зарубежной постройки — «Омск» (Япония), «Муром» (Польша), «Симферополь» (Польша), «Андижан» (ГДР), «Новый Донбасс» (СРР) и другие. С конца шестидесятых годов флот продолжал пополняться судами отечественной и зарубежной постройки типа «Капитан Кушнаренко», «Славянск», «Пятидесятилетие комсомола», «Дубровник», «Иркутск», «Коммунист» и другими. При таком разнообразии типоразмеров новых судов в составе универсального сухогрузного флота ММФ Союза оставалось место и скромным труженикам моря — «Либерти». Они находили свою нишу и работали, работали, работали... до последнего. Такими были на Украине суда «Александр Суворов» и «Тбилиси».

 

С судьбой каждого судна связана судьба его экипажа, а от экипажа во многом зависит судьба судна. Трудно судну, трудно людям... Вспоминая о судах-тружениках, отдадим честь и морякам, которые прошли трудные военные и послевоенные мили.

 

 

В. Горицкий
"Порты Украины" №4, 2000

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.59 секунд - 31 Запросов
6,108,316 уникальных посетителей