Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 15

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,550
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Морские суда

Броненосцы

 

Эволюция, начавшаяся в 50-х годах 19 века установкой паровых машин в корпусах деревянных трехпалубных линкоров, подобных французской «Бретани», уже через 40 лет привела к созданию грандиозных линейных кораблей-дредноутов. Такие корабли создавались для господства на море. Впрочем, то же можно сказать и о предшественниках дредноутов, сколь угодно уступавших им по размерам. Следует учесть, что термин «линейный корабль» означает самый крупный, лучше всего вооруженный и защищенный корабль своего времени - будь то парусный «Арк Ройял» (XVII в.) или броненосец Конфедерации Южных штатов «Стоуну-олл».

 

Логическую преемственность эволюции проектов можно проследить в истории кораблей. К примеру, броненосец «Эджинкорт», построенный в 1862 году, все еще имел бортовое расположение орудий, - как и «Арк Ройял», построенный за 300 лет до него. На «Эджинкорте» стояла паровая машина, но она использовалась лишь для маневров на рейде, в море же корабль по-прежнему ходил под парусами. Броня корабля представляла собой железные плиты, установленные на толстой деревянной подкладке поверх бортов, что делало корабль «железнобоким» в буквальном смысле этого слова. Однако, как и ряд других кораблей того времени, «Эджинкорт» уже был вооружен нарезными орудиями, заряжавшимися с казенной части. Эти пушки имели гораздо большую точность и дальность стрельбы, чем старые дульнозарядные гладкоствольные. Кроме того, новые орудия стреляли разрывными снарядами. Изобретенные во Франции в 1840-х годах, такие снаряды впервые продемонстрировали свою разрушительную мощь в 1853 году, во время Синопского сражения.

 

Словом, орудия становились все эффективнее, а их боеприпасы — разрушительнее. Следующим шагом должно было стать усиление защиты корабля. В 1859 году на французском фрегате «Глуар» появился железный пояс, начинавшийся ниже ватерлинии, доходивший до верхней палубы и уложенный прямо на 650-миллиметровый (25,6 дюйма) деревянный корпус корабля. Но дерево как кораблестроительный материал уже отходило в прошлое. Ровно через год в Англии был спущен на воду «Уорриор», ставший первым в мире военным кораблем с железным корпусом. Он был вооружен четырьмя 110-фунтовыми нарезными и 68-фунтовыми гладкоствольными орудиями; эти пушки сделали «Уорриор» самым мощным кораблем своего времени. Правда, ненадолго.

 

Офицер британского Королевского флота Купер Коулз в 1861 году сообщил Адмиралтейству, что сконструированный им корабль, вдвое дешевле «Уорриора» и с вдвое меньшим экипажем, сможет в течении часа подавить сопротивление «Уорриора» и принудить его к капитуляции. Секретом этого корабля было размещение артиллерии в орудийных башнях. Лорды Адмиралтейства решили принять предложение Коулза. В 1864 году на воду был спущен броненосец «Принц Альберт», наглядно доказавший эффективность орудийных башен, — ведь они позволяли наводить орудия на цель значительно быстрее, чем это было возможно на кораблях с бортовым расположением артиллерии.

 

Однако новый броненосец не мог соревноваться с «Уорриором» в мореходности, поскольку нес только легкое парусное вооружение, а его паровая машина была недостаточно мощной для столь большого судна с тяжелой броней. Каждая из двух бронированных башен корабля весила 112 тонн и поворачивалась вручную.

 

Отказавшись признать свое поражение, Купер Коул вновь попытался доказать жизнеспособность мореходного башенного корабля. В 1869 году по его проекту был построен «Кэптен». Корабль был оснащен полным парусным вооружением; чтобы мачты не мешали стрельбе, башни располагались совсем низко над водой. Это конструкторское решение оказалось неудачным: «Кэптен» перевернулся во время шторма прямо на испытаниях, унеся на дно большую часть команды и своего капитана Купера Коулза.

 

К началу 1870-х бронированные башенные корабли уже показали себя в бою. В 1862 году, во время Гражданской войны в США, броненосный корабль северян «Монитор» одержал победу над броненосцем конфедератов «Мерримак». Это был первый бой между полностью бронированными паровыми судами. Бой проходил на мелководье, когда же впоследствии «Монитор» вышел в открытое море в плохую погоду, его постигла судьба «Кэптена» и он затонул у мыса Гаттерас. Казалось, что уделом подобных кораблей навсегда останется береговая оборона и действия в мелководных акваториях.

 

Однако все эти неудачи не отпугнули кораблестроителей, поскольку им были очевидны преимущества паровых машин, броневых плит и больших орудий; установление правильного соотношения между этими элементами конструкции являлось лишь вопросом времени. Боевой корабль должен иметь мощную броню для защиты от вражеского огня, достаточно большой корпус, чтобы поставить машины, способные придать этой громаде необходимую скорость, и мощные орудия, превосходящие огневую мощь аналогичных кораблей противника — или, по крайней мере, ей не уступающие . Эта техническая головоломка надолго увлекла лучшие инженерные умы мира и привела к появлению в 70-80-х годах XIX столетия огромного количества самых разнообразных проектов.

 

Отдельной проблемой стало размещение артиллерии - особенно до середины 1870-х, пока большинство боевых кораблей еще несли полное парусное вооружение, а пушки и башни приходилось буквально втискивать среди мачт и такелажа. Орудия нужно было хорошо защитить, но при этом расположить достаточно высоко над водой во избежание попадания брызг или затопления при крене. На некоторых кораблях (например, на турецком «Лютфи-Джелиль») ставился фальшборт. На других — в частности, на французском «Каймане» — орудия располагались в приподнятых броневых редутах, которые назывались барбетами. Еще один вариант размещения артиллерии продемонстрировал французский броненосец «Девастасьон», основное вооружение которого было расположено не в башнях, а в центральной батарее.

 

В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А.А. Попова в Петербурге был заложен первый корабль типа броненосец, получивший впоследствии наименование Imperator Piotr Velikiy. Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением, строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда лет после окончания строительства Imperator Piotr Velikiy считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире.

 

Большинство океанских броненосцев этого периода объединяло наличие тарана. На кораблестроителей большое впечатление произвел эпизод сражения при острове Лисса в 1866 году, когда итальянский броненосец «Ре д'Италия» был протаранен и потоплен австрийским броненосцем «Фердинанд Макс». Несмотря на то, что крупнейшие морские орудия тех времен уже имели дальность стрельбы до 3000 ярдов, судьба «Ре д'Италия» доказала, что древняя тактика тарана может найти применение и в век железных кораблей. Поэтому следующие 30 лет почти все крупные боевые корабли мира оснащались таранами. Некоторые из них, подобно рейдеру конфедератов «Стоунуолл», вообще строились исключительно как таранные броненосцы.

 

Однако период поиска наилучшего конструктивного решения не мог продолжаться бесконечно, флот, состоящий из кораблей различных типов, с абсолютно разными ходовыми качествами, разной броней и разными калибрами орудий, не слишком эффективен в бою. В 1889 году британское Адмиралтейство заказало полностью новый флот из 70 кораблей, включая 8 эскадренных броненосцев первого класса. Первым был построен Royal Sovereign. Его корпус и орудия были изготовлены из стали, борт защищен броней толщиной до 450 мм, а калибр орудий составлял 343 мм. Несмотря на полное водоизмещение в 16 000 тонн, этот корабль мог развивать скорость в 16 узлов.

 

Наступала эра броненосцев с крупнокалиберными орудиями. Но стоимость этих кораблей оказалась поистине чудовищной. Военно-морские расходы Британии только в течение 1890-х годов возросли на 290 процентов; к концу десятилетия стоимость нового броненосца уже приблизилась к полутора миллионам фунтов стерлингов. Мир был втянут в первую гонку вооружений. Каждая индустриально развитая страна (и даже многие из тех, которые, подобно Бразилии, еще не имели развитой промышленности) видела в постройке броненосцев возможность продемонстрировать свою мощь. Соревновательный дух особенно ярко проявлялся у молодых мировых держав, таких, как имперская Германия и Соединенные Штаты, которые наращивали свои флоты даже стремительнее, чем Великобритания.

 

Эра броненосцев закончилась в 1906 году, когда был спущен на воду Dreadnought — корабль, давший имя новому классу боевых кораблей и отправивший броненосцы на слом.\

 

Крейсера

 

Функции охраны морских торговых путей, захвата неприятельских коммерческих судов, разведки и транспортирования особо ценных грузов возлагались на фрегаты, а позже на пароходо-фрегаты. Как класс кораблей фрегаты появились в начале XVII в. Это были мореходные парусные трехмачтовые быстроходные корабли, вооруженные вначале 20—30 пушками, а позднее, с приходом пара в кораблестроение, 60—70 пушками.

 

Как парусные, так и паровые фрегаты уступали в скорости коммерческим парусным судам, а особенно клиперам, нередко показывавшим скорость порядка 20 уз, что было продемонстрировано в гражданской войне в США 1861—1865 гг.

 

Подавляющее большинство торговых парусных судов принадлежало северянам. Для борьбы с ними южане приобрели в Англии несколько артиллерийских быстроходных винтовых кораблей с полной парусной оснасткой. Наибольшую известность получила «Алабама» водоизмещением 1040 т, развивавшая 11,5 уз под машиной и 10 уз под парусами. В течение двух лет неуловимая «Алабама» нанесла огромный урон коммерческому флоту северян, потопив около 100 их судов.

 

Корабли с подобными функциями были названы крейсерами от слова kruis (голл.)—крест (аналогично: голл.—kruiser, нем. — Kreuzer, англ. — cruiser). Крейсеры — корабли, способные пересекать курсы кораблей и судов противника, перехватывать их. Идею крейсера образно выразил известный русский кораблестроитель М. М. Окунев (1810—1873): «Корсер (так называли в ту пору крейсера) во флоте—то же, что партизан при армии: он должен быть силен, увертлив, легок, как птица»

 

Ракетные ПЛ

 

В отличие от атакующих субмарин, целью которых является поиск и уничтожение кораблей противника, подводные ракетоносцы должны находится на максимальном удалении от зон боевых конфликтов и сохранять полную не обнаружаемость.

 

Атомные подводные ракетоносцы патрулируют на глубине 30-40 м со скоростью в несколько узлов в течении 50-70 суток. Одна из основных забот экипажа - обеспечение скрытности плавания: противник не должен иметь возможность уничтожить лодку до того, как она произведёт ракетный залп. А готовность к пуску ракет на борту лодки не превышает 15 минут. Получив приказ о нанесении боевого удара с командного пункта по каналам радиосвязи, командир лодки объявляет боевую тревогу. Два имеющих допуск офицера проверяют подлинность сигнала, сравнивая его с образцом, хранящимся в сейфе на борту. После этого командир приводит корабль в состояние боевой готовности. Скорость снижается до пусковых значений, стабилизируется глубина, уточняется местонахождение лодки. В ракетных шахтах давление сравнивается с забортным, чтобы можно было открыть крышки. Имеющие доступ к сейфу офицеры извлекают оттуда пусковой ключ и передают его командиру. Произведя установленные проверки, командир разрешает пуск ракет, а старпом дублирует команду по телефону в ракетный отсек. Непосредственный пуск производит командир ракетно-торпедной боевой части. Первая ракета может взлететь, в принципе, не ранее, чем через 13 минут после получения приказа. Ракеты могут запускаться в любой последовательности с интервалом в 20 секунд. Крупнейшие города, а также важные промышленные и научные объекты мира превращены в цели и нанесены на перфокарты систем управления ракетами. Выработка данных для стрельбы по этим заранее намеченным целям производится в любой момент с учётом местонахождения лодки. Однако возможно и перенацеливание ракет на другие объекты в соответствии с ситуацией, так как благодоря буксируемой антенне подводные лодки имеют надёжную связь в течении 99 процентов времени, проводимом на боевом дежурстве. В зависимости от расстояния ракеты достигают цели через 15-40 минут после пуска. Когда ракета проходит апогей траектории и начинает снижение, головная часть корректирует своё положение и отстреливает боеголовки, нацеленные на конкретные объекты. Боеголовки могут производить взрывы воздушные, наземные и даже подземные.

 

Многоцелевые ПЛ

 

Многоцелевые подводные лодки всегда обладали способностью осуществления широкого спектра военных операций. В дополнение к традиционной роли поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок противника атомные подводные лодки имеют большие возможности по выполнению операций как вместе с авиацией, так и с сухопутными силами и подразделениями специального назначения.

 

Главным преимуществом подводной лодки является скрытность и мощь, позволяющая совершать длительные переходы, а так же гибкость при выполнении заданий. Современные атомные и обычные подводные лодки вносят определенный элемент неожиданности в ход морских боевых действий, максимально используя свои малые размеры. Противник никогда не знает где и в каком количестве находятся подводные лодки. Эти корабли идеально подходят для скрытого наблюдения, сбора информации и операций сил особого назначения. Эта незаметность в сочетании с использованием противокорабельных ракет, а так же мин и торпед многократно увеличивают мощь подводной лодки и обеспечивают легкость ведения боевых действий.

 

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.26 секунд - 31 Запросов
6,108,815 уникальных посетителей