Radius » Всякое такое разное » Спорт - отдых - музыка - кино...
 Распечатать тему
Кооператив... театр!
agrohimial
Помните последние годы пресловутой Перестройки - все стало кооперативным... Операция Кооперация... Увы. Вот статья их журнала "Комсомольская жизнь" №24 декабрь 1989 года

Театр начинается…

У них все благополучно. Спектакли публике нравятся. Есть у театра свой постоянный контингент зрителей, пополняющийся не только за счет жителей Кировского района Москвы, где и находится Театрально-студийная мастерская. Свободные места в зале? Не бывает. Билеты, правда, немного дороговаты, но что поделаешь, хозрасчет.

— Зато мы экономически ни от кого не зависим, — говорит руководитель мастерской Леонид Рыжий. — На свои деньги покупаем оборудование, технику, реквизит, ремонтируем помещение, платим зарплату актерам.
— Сколько же у вас получает актер? — Около двухсот рублей в месяц.
— Какова численность вашей актерской группы?
— Это как считать, — отвечает Леонид. — Если одних «профессионалов», тех, кто постоянно работает на сцене, человек пятнадцать-двадцать. Если тех, кто занимается в студии, учится мастерству, участвует в спектаклях эпизодически, то человек четыреста. Если считать еще и занимающихся у нас детей, то человек семьсот наберется.
— Как вы со всеми управляетесь?
— Несколько секций. Ведем их я и мои помощники.
— И всем вашим, артистам и начинающим, находится дело? Им не скучно? Хватает внимания педагогов?
— Конечно. Иначе ребята к нам не приходили бы.
— У вас молодежный коллектив или собраны все возрасты, как это обычно бывает в народных театрах?
— Мы приглашаем всех, но те, кому за тридцать, пока не приходят. Может, потом придут. Мне и самому не так уж много, тридцать четыре. Когда восемь лет назад мы объявили первый набор, мне было соответственно меньше. Пришли ребята моего возраста. С тех пор так и повелось. Новички в основном — школьники, учатся актерскому мастерству, режиссуре, сценарной работе.

Начинается этот театр задолго до вешалки. Деревянные тяжелые двери входа, ступеньки, расписанные под старинную каменную кладку, стилизованное окошечко кассы, внутренний затейливый интерьер — лишь настоящий хозяин может с такой любовью, стараясь для себя, придать индивидуальные черты привычно-типовому зданию. А если дом ухожен и красив, значит, и среди хозяев лад.

Я разговорилась с юной актрисой из студии. Она занимается более двух лет. В следующем году заканчивает школу и будет поступать в театральный. Часто ли везет ребятам из студии? Да, кто-то поступил, многие готовятся.

Показанный в тот вечер спектакль — а была постановка по пьесе В. Борхерта «На улице за дверью» — нельзя назвать ординарным. Уже хотя бы потому, что давно никто не берется инсценировать Борхерта, западногерманского писателя. О чем спектакль? Посмотрите, сказали мне перед началом студийцы, поймете сами. Позже, когда зрительские аплодисменты отгремели, я уразумела, почему мне дали такой совет. Слишком долго получилось бы подробно рассказывать. В самых общих чертах — о войне. В. Борхерт умер в 1947 году. Он писал о второй мировой войне, из которой его народ вышел побежденным. Война — зло, вот о чем кричит Борхерт. Бог, в которого больше никто не верит. Смерть, которой поклоняются как новому богу. И поиски правды, которой нет. И вечный вопрос: для чего жить?

Леонид Рыжий в инсценировке подводит к мысли: надо жить, искать правду, нести бремя ответственности, как бы ни было тяжело. Неожиданны параллели той, мировой войны с недавней, «местного характера», афганской. Исполнители подчеркнуто некрасивы. Первые тридцать секунд это шокирует. Потом понимаешь: война, боль, страх, смерть — откуда быть красоте.

Кроме того, в репертуаре Театральностудийной мастерской постановки по Е. Замятину — «Мы», А. Платонову — «Город Градов», А. Сент-Экзюпери — «Маленький принц», П. Антокольскому — «Франсуа Вийон». Ярко выраженная философская направленность спектаклей. Приглашение зрителей к участию в разговоре о разумном, добром.

— Но подождите, — я вновь обращаюсь к Леониду, — вот вы говорите, у вас никаких трудностей. Но репертуар-то ваш проблемный! Остросоциальный. Вы же своими постановками заявляете: полно проблем! Значит, это и ваши проблемы? Не может ведь человек, у которого все хорошо, кричать о том, как плохо вокруг, он проходит мимо. Говорить о болезненном способен лишь тот, кто сам эту боль перенес.

— А также настоящий актер. И то, о чем мы говорим со сцены, это и наши проблемы, раз это людские проблемы и трудности.

Любая девчонка мечтает стать артисткой. Немногим это потом удается. Мне, например, нет. Поэтому последний вопрос я задаю, чуточку по-хорошему завидуя:

— После спектакля вы объявили: «Все желающие попробовать себя на сцене могут принять участие в творческом конкурсе». А если по такому объявлению к вам тысяча человек нагрянет? И все захотят стать актерами?

Леонид улыбчиво кивает:

— Пусть приходят. Актерами мы их сделаем. И вообще, был бы человек хороший...

Валентина Щербакова
1989 год


radius.kz/images/articles/1-ya-ya-et-0c-pr-et-sew-erfwertf.jpg

Изменил(а) Radius, 13-12-2024 18:30

 
Перейти на форум: