Google

Сейчас на сайте

> Гостей: 1

> Пользователей: 0

> Всего пользователей: 1,550
> Новый пользователь: nonblitzo

Счетчики



Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии

Уберечь детей от алкоголя!

Семь нянек трезвеннического движения

ВДОБТ - Всесоюзное Добровольное Общество Борьбы за Трезвость

Редакция провела в г. Риге беседу за«круглым столом», посвященную трезвенническому воспитанию подрастающего поколения. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

- Каковы основные трудности трезвеннического воспитания, главные препятствия, стоящие на его пути?
- С какого возраста должно начинаться трезвенническое воспитание, и кто должен его осуществлять?
- Как должна строиться система трезвеннического воспитания и образования?
- Должен ли учитель: а) быть трезвенником, б) состоять во ВДОБТ?
- Как организовать воспитание воспитателя?
- Основной принцип трезвеннического воспитания?..

В работе «круглого стола» приняли участие:

Рунд X. В. — председатель Латвийского республиканского совета ДОБТ, член правления ЦС ВДОБТ, главный врач республиканской больницы им. П. Страдыня, Лаздиньш Г. М. — первый заместитель председателя Латвийского республиканского совета ДОБТ, Маюров А. Н. — член научно-консультационного совета при ЦС ВДОБТ, Сурнов К. Г. — редактор отдела пропаганды и науки журнала «Трезвость и культура», Платкайс Г. Я. — директор Блиденской восьмилетней школы Салдусского района Латвийской ССР, Шмите С. Р. — учитель Ливенской средней школы Прейльского района Латвийской ССР, Боровская Е. Н. — учитель рижской средней школы № ЗО, Мусаилова Р. А. — организатор внеклассной и внешкольной работы рижской средней школы № 51, Красновидова С. С. — старший научный сотрудник НИИ общего образования взрослых АПН СССР (Ленинград), Краукле И. А. — доцент Латвийского государственного университета им. Стучки, Упмане З. А. — старший научный сотрудник НИИ педагогики Министерства просвещения ЛССР, Герке Л. В. — младший научный сотрудник НИИ педагогики Министерства просвещения ЛССР, Римша И. В. — врач республиканского наркологического диспансера ЛССР, Веиньш Э. А. — лектор ЦК ЛКСМ Латвии, член республиканского совета ДОБТ.

На утреннем и вечернем заседаниях председательствовал тов. Лаздиньш Г. М.

Г. М. Лаздиньш: Товарищи, по инициативе журнала и Латвийского республиканского совета ДОБТ мы собрались за «круглым столом», чтобы обсудить актуальные проблемы трезвеннического воспитания подрастающего поколения.

В своем отношении к алкоголю, как и в других отношениях, дети должны быть умнее родителей: без этого нет прогресса. Новые, будущие поколения должны смотреть на бытовое потребление алкоголя с целью опьянения как на пройденный человечеством этап исторического развития. Это ясно, но это — в будущем. Что же ясно в настоящем? Ясно, что родитель, педагог, активист ВДОБТ — центральные фигуры в трезвенническом воспитании. Ясно также, что сегодня они со своей миссией явно не справляются.

В нашей республике 65 тысяч членов ДОБТ. Среди них 14,5 тысячи работников просвещения. Педагогов в обществе больше, чем представителей любой другой специальности. Однако мы пока не добились, чтобы большинство педагогов были активными помощниками ВДОБТ в деле трезвеннического воспитания.

К. Г. Сурнов: Мне кажется, что сегодняшние трудности трезвеннического воспитания подрастающего поколения могут быть правильно поняты только в контексте главных трудностей всего движения - за трезвость.

Каковы они сейчас? Прежде всего, двойная мораль значительной части населения в отношении к алкоголю. Так сказать, «Долой проклятых пьяниц, да здравствует хорошее вино!»

Вторая трудность — это непонимание, даже и многими трезвенниками, того, что трезвенническое воспитание не должно, не может быть сведено только к воспитанию антиалкогольному. За пьянством подростков скрывается не столько недостаток знаний о вредных свойствах алкоголя, сколько нерешенность некоторых общих проблем воспитания.

А. Н. Маюров: На новом этапе борьбы с пьянством особенно остро ощущается отсутствие серьезного научного обеспечения трезвеннического движения. Фактически отсутствует целая наука — наука о трезвости, о здоровом образе жизни. Нет науки — нет и научно обоснованной системы, единой программы трезвеннического воспитания. Нужно ли говорить об отсутствии хороших учебников и руководств для педагогов? Все это необходимо энергично создавать, иначе мы еще очень долго будем копошиться на уровне в разной степени удачной самодеятельности и случайных находок. Идти путем проб и ошибок и нечаянного ненужного дублирования опыта соседа, живущего за рекой,— несовременно.

X. В. Рунд: Возможность энергично воздействовать на работу научно-методических центров, к которым, конечно, относятся и педвузы, кроется в повсеместном создании в них активных первичных организаций общества борьбы за трезвость. Входя в контакт и тесное взаимодействие с общественными и административными органами научных подразделений: институтов, академий, центров, первички могли бы обеспечить необходимое ускорение разработке Всесоюзной программы и единой системы трезвеннического воспитания, конечно, при условии, что вовлечение в общество не будет подменяться «добровольно-принудительным» записыванием в члены.

И. Л. Краукле: Основная трудность трезвеннического воспитания сегодня как раз и состоит в том, что до сих пор подавляющее большинство воспитателей: родители, педагоги в детском саду, школьные учителя и преподаватели вузов не имеют личной убежденности в необходимости трезвого образа жизни или наивно предполагают, что это понятие растяжимое. Перевоспитание воспитателей — это очень трудная задача. Однако мы с надеждой и уверенностью в успехе смотрим на новое поколение педагогов — сегодняшних первокурсников — и не сомневаемся, что они обязательно будут образованы и воспитаны в духе трезвости.

К. Г. Сурнов: А с какого возраста, по Вашему мнению, должно начинаться трезвенническое воспитание?

И. А. Краукле: Если понимать воспитание в широком смысле слова как полную совокупность целенаправленных воздействий на индивидуума, то я бы сказала, что оно должно начинаться с момента оплодотворения яйцеклетки: очень важно, чтобы ребенок был зачат здоровыми родителями. В полтора-два года уже вполне возможно применение активных форм трезвеннического воспитания. Так что проблемы возраста нет. Есть актуальная и малоразработанная проблема метода, формы воспитательного воздействия, точно соответствующего психолого-педагогическим особенностям каждого возраста.

Стихийное или полустихийное формирование позиции подрастающего поколения по отношению к алкоголизации приводит к тому, что 62,7 процента первокурсников Латвийского государственного университета одобрительно относится к выпивке. Заметьте, что практически все они — комсомольцы и в подавляющем большинстве — моложе 21 года. Специально проведенный опрос выявил также, что 36 процентов студентов первого курса дает неправильный ответ на вопрос: «Кого можно считать трезвенником?» и не менее 30 процентов ошибается при ответе на каверзный вопрос: «В каких дозах алкоголь вреден?»

Огорчает и настораживает, что, оценивая значение учебных предметов, преподаваемых в средних школах, для антиалкогольного образования и воспитания, вчерашние школьники на первое место ставят естественнонаучные дисциплины: биологию, анатомию, химию,— а вот общественные науки: история и обществоведение по значимости оказываются в конце списка.

К. Г. Сурнов: Говорят: у семи нянек дитя без глаза. Похоже, что проведенное вами исследование доказывает справедливость этой поговорки как минимум для 62,7 процента молодых людей, только что закончивших полную программу средней школы (если часть из оставшихся 37,3 процента не лукавит насчет своей полной трезвости, интуитивно угадывая, какие ответы являются социально желательными)

Родители, воспитатели детских садов, учителя, преподаватели вузов, пионерская организация и комсомол, многочисленные научные центры, призванные разрабатывать методики воспитания гармоничной личности, средства массовой информации зрелищные и спортивные организации, наконец, ВДОБТ, — не могут из-за разрозненности усилий и отсутствия единой научно обоснованной программы действий добиться решающего успеха в деле трезвеннического воспитания.

Вот и получается, что у семи, если не у семидесяти, нянек дитя без глаза, по крайней мере, без глаза, способного отличать коварство и безнравственность куль- турпитейства от идеала трезвости; имеющийся глаз в лучшем случае видит позицию трезвенника в аспекте, так сказать, «физиологической нравственности» (пить вредно для моей печени), но он не видит ее в аспекте гражданской, общественной нравственности: этому не учили. На чем же основывается Ваш оптимизм в отношении будущих поколений педагогов?

И. А. Краукле: В ближайшее время — на введении во всех вузах обязательного спецкурса.

X. В. Рунд: Как мог бы называться спецкурс, о котором Вы говорите, и кто будет его читать?

И. А. Краукле: Ну, скажем, «Социально-психологические и гигиенические аспекты трезвого образа жизни». Читать его должны специально подготовленные лекторы, непременно — убежденные трезвенники, и лучше, если это будет один человек, а не меняющие друг друга каждую неделю специалисты, так сказать, по одному на каждый аспект проблемы.

У нас в университете подобный курс читается уже 5 лет, правда, короткий — всего 16-18 часов. В идеале он должен быть раза в четыре длиннее и заканчиваться обязательным зачетом, а лучше — экзаменом.

А. Н. Маюров: Положительный опыт чтения такого спецкурса есть и в Москве, к сожалению, тоже пока локальный: на философском факультете МГУ Н. И. Удовенко читает курс «Антиалкогольное воспитание как направление комплексного коммунистического воспитания». Хочу сказать, что серьезнейшим препятствием к введению антиалкогольных спецкурсов во всех вузах страны будет в ближайшее время острый дефицит корректных учебников и руководств соответствующего высшей школе уровня.

Е. Н. Боровская: Эта проблема очень актуальна и для средней школы. Хорошая антиалкогольная книга — редкость. Может быть, поэтому хорошая лекция для учеников — тоже редкость. Приходил к нам недавно лектор, — так из его лекции, кроме названий наркотиков мы ничего не узнали. Учитель же вести антиалкогольную пропаганду не готов, не обучен. Он на этом поприще становится в тупик перед элементарными задачами. Один из наших учеников сказал своему учителю: «А Вы сами пробовали наркотики? Как же Вы можете их ругать?» И, представьте, — педагог растерялся...

Я считаю, что в настоящих условиях обязательное антиалкогольное обучение вводить в школах нецелесообразно: малоквалифицированная лекция «о вреде...» фактически приводит к обратному результату — привлекает внимание учеников к вредным привычкам, о которых они до этого, возможно, просто не знали.

Не думаю также, что сегодня каждый учитель должен записаться во ВДОБТ только потому, что он учитель. Пусть антиалкогольное обучение в школе будет факультативным. В нашей школе, например, оно проводится на базе отряда юных друзей милиции, недавно ребята поставили антиалкогольную пьесу. Я за то, чтобы проводить антиалкогольную работу только с теми, с кем нужно ее проводить. Ведь есть группы риска, есть «отпетые» нарушители и т. д.,— к каждому нужен особый подход, а в рамках обязательной для всех программы его будет очень трудно осуществить.

X. В. Рунд: Исследования показывают, что всего 15 процентов старшеклассников еще не пробовали спиртного (между прочим, это отнюдь не означает, что они относятся к нему отрицательно). Если проводить воспитательную работу не со всеми, то кого же от нее освобождать? Неужели тех, кто «еще ничего не знает»? Ничегонезнание — не самая сильная и не самая безопасная позиция в этом вопросе.

Я предложил бы сквозной курс гигиены во всех классах, дифференцированный по сложности в зависимости от возраста учащихся, но безусловно обязательный для всех.

Л. В. Герке: Очень важно, чтобы этот предмет охватывал широкий круг вопросов гигиены и психопрофилактики, не замыкался бы на сугубо антиалкогольном просвещении. Употребление алкоголя и других токсических веществ это следствие душевного неблагополучия, психической напряженности. Я имею в виду, конечно, не психиатрические проблемы (это особая тема), а именно педагогические, находящиеся в компетенции педагога. Ребенок с ранних лет должен знать, и владеть альтернативными потреблению наркотиков способами решения жизненных проблем. И в этом ему на особом уроке, в сущности,— уроке трезвости в широком смысле этого слова — должен помочь его учитель.

С. С. Красновидова: Обучение педагога ведению антиалкогольной работы, трезвенническое до- воспитание самого педагога — актуальная задача дня. Как показывают результаты анкетирования, проведенного нашим НИИ общего образования взрослых в школьных педагогических коллективах, питейные традиции пока крепко удерживаются и в учительской среде. С бутылкой шампанского отмечаются начало и окончание учебного года, День учителя (!), дни рождения педагогов.

На вопрос анкеты: «Возможна ли лично для Вас абсолютная трезвость?» — 90 процентов учителей ответило «да». Но радоваться преждевременно. Анализ ответов на другие вопросы убеждает нас, что во многих случаях это ничто иное как самообольщение. Например, на вопрос: «Как Вы относитесь к умеренному винопитию?» — лишь от 20 до 40 процентов учителей в разных педколлективах ответило, что считает его недопустимым.

Остальные оставили для себя лазейку различной ширины и, если можно так выразиться, емкости: «не чаще, чем 2-3 раза в год», «возможно — в праздники», «по торжественным случаям», «шампанское». Были, к сожалению, и такие ответы как «допускаю, можно», и даже — «иногда необходимо». Ответы: «я не пью никогда», «я принял(а) для себя сухой закон», — звучали редко (менее 10 процентов опрошенных).

С. Р. Шмите: Главная трудность и главная беда учителя на сегодняшний день — это не отсутствие образованности, а отсутствие убежденности. Когда мы водили своих учеников в специальный пансионат для детей алкоголиков, чтобы показать им ужасные последствия пьянства, многие учителя нашей школы были против. Они не понимали, зачем нужно это делать.

3. А. Упмане: Шоковая пропаганда, как и другие методы воспитательного воздействия, требует дифференцированных форм и вдобавок особой осторожности. Недавно моя маленькая внучка возвращается из школы, буквально дрожа от страха. Что такое? Оказывается, в школе показали пугающий фильм, посвященный дорожно-транспортным катастрофам. Конечно, нужно учить детей правилам дорожного движения. Но правильно ли показывать малышам фильм, рассчитанный на шоферов, да еще злоупотребляющий принципом устрашения?

То же можно сказать о вошедших в моду школьных экскурсиях в специальные пансионаты для детей, искалеченных пьянством родителей. Надо подумать и о несчастных детях, живущих в- пансионатах. Как действуют на них постоянные массовые экскурсии? Ведь это же не зоосад, и они — тоже люди.

Надо активно использовать для воспитания хорошую детскую литературу, например, современные сказки, ярко и образно, в доступной детям форме говорящие о пьянстве и трезвости.

Г. Я. Платкайс: Я считаю, что каждый учитель должен знать и хотя бы один раз увидеть, как живется детям в детских домах и специальных интернатах: это сделает его непримиримым к любым проявлениям пьянства.

Очень важно, чтобы учитель умел правильно использовать свои антиалкогольные знания и трезвенническую убежденность на уроке, чтобы он знал, что думают его ученики об установлении в селе зоны трезвости. Нам сейчас нужен учитель широкого профиля, который мог бы вести кружковую работу на высоком уровне. Например, один из учителей нашей восьмилетней школы в настоящее время заканчивает Академию художеств,— конечно, он с удовольствием и мастерски ведет кружок живописи и рисования.

У нас в школе на 122 ученика — два хора, два танцевальных коллектива, можно заниматься туризмом, бальными танцами, фотографией, краеведением, техническим моделированием. Постоянно сменяют друг друга различные выставки.

Мы считаем: мало занять детей, — пусть они видят, чем заняты в свободное время их родители. В нашей школе каждый вечер папы с мамами танцуют или поют. Так школа выступает против старых традиций и утверждает новые. Свет ее окон не гаснет до позднего вечера. Все учителя у нас — члены общества борьбы за трезвость. А как же иначе?

Р. А. Мусаилова: В обращении педагогов в трезвенническую веру, в повышении их образованности и методической подготовленности к ведению антиалкогольной работы важную роль играет позиция администрации, партийной и профсоюзной организаций школы. Если позиция общественных организаций правильная, — работа пойдет, и вопрос о профессиональной трезвости учителя и о вступлении во ВДОБТ будет решаться с надлежащей, оправданной скоростью: без заскоков и перегибов, но и без отступлений и пробуксовывания.

Мы убедились, что под руководством педагога антиалкогольные проблемы очень важно и полезно обсуждать с детьми и родителями одновременно — вместе. Мы делаем так: снимаем кинотеатр и собираем в одном зале всех.

X. В. Рунд: А не пробовали вы как-то оценить, измерить социологическими методами эффективность своей работы по антиалкогольному воспитанию?

Р. А. Мусаилова: Недавно провели опрос учащихся-старшеклассников. Обобщенный результат очень интересен и заставляет задуматься: многие из них написали примерно следующее: наше поколение еще будет пить (инерция питейных традиций и предрассудков), но наши дети — не будут.

И. В. Римша: Трезвенническое воспитание нельзя оторвать, изолировать от морально-этического воспитания в целом.

Откуда берутся дети, ориентированные на опьянение? Одна из важнейших групп риска — слабоуспевающие ученики (причиной могут быть и последствия родовой травмы, и общая ослабленность, болезненность, и неблагополучие семьи). В школе и дома такие дети слышат одни упреки, они находятся в состоянии почти постоянно дискомфорта, у них развивается комплекс неполноценности. В результате ребенок начинает стремиться уйти в опьянение.

Ограничительные меры сделали алкоголь практически недоступным для подростков — хорошо. Однако подростки, ориентированные на опьянение, находят более дешевые средства. В ход идет все вплоть до смертельно опасных веществ. Важный источник — родительская домашняя аптечка (родители, сделайте выводы!).

С 1980 года число выявленных случаев наркотического опьянения детей и подростков возросло в 28 раз. Мы предполагаем, что стоящие в республике на наркологическом учете подростки составляют примерно 10 процентов реального числа потребителей различных токсических веществ.

Пора налаживать систему учебы, дающую наркологические знания учителю. Начинать можно хотя бы с однодневного семинара под руководством опытных наркологов, и, конечно, учителю очень нужна хорошая литература для самообразования.

Г. М. Лаздиньш: Здесь мы опять возвращаемся к одному из самых важных вопросов, как информацию превратить в знание, а знание — в активную личную позицию. Ведь даже очень хорошая книга может мертвым грузом стоять на полке или лежать на столе, если мы не воспитаем у учителя потребности ее читать, извлекать из проблем общественной жизни личностный смысл, рабочий план завтрашнего дня. Проблему отрезвления. нельзя рассматривать изолированно от глубинных социальных процессов, от комплексного решения общих проблем коммунистического воспитания. Образно говоря, перед нами сейчас стоит задача, подобная превращению скучного и механистичного урока физкультуры в урок Физической Культуры.

Э. А. Веиньш: Среди важнейших социальных причин, препятствовавших делу отрезвления, долгое время была двойная мораль, оторванность слов от дел. Одним из пережитков ее явилась безынициативность, заформализован- ность работы комсомола (а ведь именно комсомольцы составляют сегодня значительную часть и ученических, и педагогических коллективов).

Сейчас мы стараемся исправить положение. В ЦК ЛКСМ Латвии создана первичная организация ВДОБТ. Комсомол совместно с Обществом неплохо поработали для организации свободного времени молодежи: за последний год в республике открыто 20 молодежных безалкогольных кафе, накоплен большой опыт организации фестивалей, культурно-массовых мероприятий, молодежных праздников.

Считаю, что главный принцип трезвеннического воспитания для каждого комсомольца, для каждого родителя, для каждого педагога — личный пример.

К. Г. Сурнов: Главный принцип: любое дело, которым занимается воспитанник под руководством педагога, будь то урок, игра в футбол или задушевная беседа перед сном, должно «работать на» трезвенническое воспитание, быть его частью. При этом само слово «трезвость» надо стараться употреблять как можно реже: постоянный раздражитель перестает улавливаться.

А. Н. Маюров: Основными принципами трезвеннического воспитания и всей антиалкогольной политики считаю: партийность, научность, системность, дифференцированность, социальную активность, принцип ранней профилактики и личный пример.

X. В. Рунд: В основу работы с подрастающим поколением должна быть поставлена активная, сознательная компетентная деятельность всех воспитателей, учителей и преподавателей, объединяющих их первичных организаций ВДОБТ.

Советам и первичным организациям общества борьбы за трезвость следует укреплять связь с администрацией и общественными организациями трудовых коллективов педагогических и научных учреждений, принимать участие в перспективном планировании их работы

Штаб работы по трезвенническому воспитанию в каждом детском саду, школе, вузе — первичная организация ВДОБТ. Сейчас важно активизировать работу с молодежью на всех направлениях. Результат зависит от каждого из нас.

Как видно из отчета, в деле трезвеннического воспитания немало проблем. Редакция приглашает читателей принять участие в их обсуждении на страницах «Трезвости и культуры».

Как бы вы ответили на вопросы, поставленные перед участниками «круглого стола»!

Журнал "Трезвость и Культура" №8 1987 год

***

Нет комментариев.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Время загрузки: 0.13 секунд - 31 Запросов
6,023,391 уникальных посетителей